Интервью

Валерия Вениаминовича Предтеченского

Россия, Москва,
дом. тел. (495) 431 71 42
моб. тел. 8-9037442163
skype: r7290072900
ww_p@rambler.ru

 

 
НОВОЕ на сайте
события и комментарии
суждения и высказывания
цитатничек
словарик
    теория     interview for The Commune

29 октября 2009 г.

Валерий Вениаминович Предтеченский

Интервью для газеты Коммуна :
Двадцать Лет после падения Берлинской Стены

Вы можете кратко представить себя?

- Валерий Вениаминович Предтеченский, разработчик структуры диалектического метода в социологии и политэкономии и – на этой основе – системы коммунистического самоуправления коммунами производственных предприятий. Сотрудничаю с ЮБ МРП, участвую в рассылках “Импульс”, “Рабочая Борьба”, “Марксистское обозрение”.

http://predtechenskij-valerij.narod.ru/curriculum_vitae.htm

1. Прошло двадцать лет со времени падения Берлинской Стены в 1989 г., ещё через несколько лет наступил конец Союза Советских Социалистических Республик. Как Вы оцениваете события 1989-1991 в СССР в свете устремлений того времени? Было это победой или поражением?

- На фоне высших технических достижений производительных сил СССР и стран народной демократии произошло идеологическое разложение общества. Класс управленцев, всех рангов и уровней, стремился к своему освобождению от тирании ЦК КПСС (в купе с КГБ, охранником идеологии). Рабочий класс, коммунистически презирая начальников-управленцев, разочаровался и в идеологических установках “построения коммунизма”, который всё не строился и не строился.

СССР понёс поражение в холодной войне, в конкуренции с более мощной экономической группировкой империализма. Демократическая идеология личных свобод и более высокие личностно-бытовые достижения империалистического окружения были вне конкуренции после поднятия “железного занавеса”. Разрушение “бетонной стены” лишь убыстрило процесс деградации стран социализма (государственного монополизма, иного подлинного социализма история не знает и не узнает, а шведский “социализм” и итало-германский национал-социализмы – не в счёт, как империалистические)*.

------------------

* NB. Всякий социализм буржуазен, а не коммунистичен, поскольку социализм - общественность - предусматривает всеобщую массовку индивидов и, следовательно, вождей неорганизованного народа и народов. Эксплуатацию человека человеком. Это и произошло в СССР.

Коммунизм же, наоборот, предусматривает производственное самоуправление - самодеятельность - в конкретном коллективном процессе производства, свободу организованных, непосредственно взаимодействующих трудящихся. Систему коммун.

Разница существенная.

------------------

После разрушения “лагеря социализма” (лишившись поддержки СССР пострадали все соц.страны, кроме Китая) наступил черёд деградации как моральной, так и технической и для остальных, победивших, империалистических стран.

2. Как бы Вы охарактеризовали то общество, которое существовало до 1989-91, и сегодняшнее общество? – Существует ли какая-либо преемственность между ними?

- Исторически, по уровню концентрации материальных средств производства в денежном выражении (в капитале) можно выделить три капиталистические фазы:

(1) Помещичий и купеческий, “феодальный”, мелкотоварный капитализм. В нём еще отсутствует свободная рабочая сила, наёмные рабы, пролетарии. Капитализованы же отдельные предприятия. Свободная конкуренция предпринимателей еще ограничена помещичьей властью, в собственности которой сосредоточена и общественная рабочая сила.

(2) Рабочая сила освобождена от крепостной зависимости и резко пополняет рынок рабочей силы. Столь же резко поглощаются мелкие предприятия более сильными их конкурентами. Возникают отраслевые магнаты, отраслевые монополии и отраслевые “империи”. Эта капиталистическая фаза отраслевого монополизма названа Лениным – “Империализмом”.

(3) В результате победы Советской России в гражданской войне Лениным же практически организована, а Сталиным, в дальнейшем, тотализована под именем “Социализм”, третья, государственно-капиталистическая фаза. Это – третья, последняя фаза капитализма – высший и последний капиталистический способ производства, высший уровень концентрации материальных средств производства. Однако на мировое господство (как и всякий противоречивый в себе капитализм) госмонополизм претендовать не в состоянии.

Общество с доминированием государственной монополии на материальные средства производства, СССР, представляло собою высший уровень капиталистической концентрации общественных материальных средств производства в руках государства. Государство, как единый капиталист, представленный Политбюро ЦК КПСС. Существовала единая система формирования производительных сил. Все отрасли хозяйства были подчинены единому государственному управлению.

Население страны было всеобще пролетаризованным в единой системе зарплаты.

“Выпали” из этой системы лишь люди сельскохозяйственной отрасли производства. Имея подсобное хозяйство, земледельцы как бы оставались в мелкотоварном капитализме. Однако Лениным же “крестьяне” были ошибочно выделены в отдельный общественный класс, “дружественный” рабочему классу.

Зато чётко наметилась классовая “прослойка” интеллигенции. Люди делились, официально, на “рабочих” и “служащих”, куда входили военнослужащие и управленцы.

Третий же высший класс (ЦК КПСС) тоже относили в пресловутой “прослойке”.

Идеологи СССР “марксистско-ленински”, т.е. догматически, всегда (и до сих пор это мнение сохраняется) противопоставляли два класса – рабочих и крестьян (хоть лишь рабочие относились к одному, госмонополистическому, способу производства). Об управленческом классе, “прослойке интеллигенции” стыдливо умалчивали. А о хозяевах жизни, ЦККПСС, всеобщих капиталистах даже думать не поощрялось.

Рухнул СССР - с падением способа производства сразу на две фазы (с высшей в низшую) – в мелкотоварный капитализм. Поэтому были резко востребованы аристократические регалии для новой буржуазии и религиозные культы для “народа”, соответствующие феодально-мелкотоварному капитализму. Быстро пошло разворовывание, расторговывание и растранжиривание хищными людьми накопленных за весь период героических усилий советских трудящихся материальных богатств.

В настоящее время Россия с трудом поднимается к “цивилизованному” отраслевому монополизму (империализму). Однако этот “подъём” идёт опять-таки за счёт растранжиривания полезных ископаемых, а вовсе не за счёт производства средств производства. Так что российские олигархи, богатейшие миллиардеры, как говорится, в подмётки не годятся своим западным конкурентам по уровню продуктивности.

Лишь у остатков производительных сил страны сохранилась преемственность советских времён в тяге к государственному монополизму и к планированию собственной жизни.

История социального развития показана в моей книге, http://predtechenskij-valerij.narod.ru/social_dialectics.htm, Диалектика социального развития, разд. 9.2., рис.21 "Совмещенная диаграмма (линейно-ступенчатой и хронологической характеристик) социального развития с наложением вариации жизненных средств от техногенных воздействий". В этой работе мною, с помощью диалектического метода, выявлено соответствие материальных эпох (производительных сил) способам производства (производственным отношениям). А именно, четыре (первобытно-коммунистическая, рабовладельческая, капиталистическая, цивилизованно-коммунистическая) экономических формации. Тройственность формаций соответствует двенадцати фазам социального развития.

3. Как Вы думаете, представляют ли собой события двадцатилетней давности историческое торжество капитализма и поражение коммунизма?

- Поражение СССР – это еще не поражение коммунизма. А торжество империализма – это пир после пирровой победы да ещё во время чумы.

Усилиями лидеров СССР, насаждавших идею построения коммунизма, мы имеем марксистское коммунистическое учение в первоисточниках.

Мы имеем отрицательный опыт формирования социалистического общества при всеобщей пролетаризации населения (со всеобщим наёмным трудом).

Мы имеем положительный опыт нетоварного обмена в сфере производства средств производства.

История, кроме всего прочего, показала, что качественный революционный скачок легче делать из предыдущей, а не из конечной фазы развития. Или же из “слабого звена”, подгадав, как в 1917-м, общий кризис империализма. Перепрыгивать “тупиковую”, высшую фазу капиталистического развития, хоть в ней гораздо больше базисных накоплений для будущего строя (не игнорировать ныне полуразрушенную Россию).

Так что дело за диалектико-марксистской коммунистической социальной наукой, качественно отличной от буржуазных формалистских, хаотических компиляций.

4. Многие люди считали, что капитализм западного типа будет прогрессом по сравнению с СССР, это (мнение) всё ещё имеет место?

- Таких формалистских мнений об отсталости СССР было и есть немало. Таковыми мнениями многие левые марксистские идеологи смыкаются с правыми буржуазными апологетами. От таких “разночтений” марксизма, в основном, и возник разлад в рабочем коммунистическом движении.

Отраслевой монополизм западного типа (империализм, в ленинском определении) – это капитализм в фазе своей особенности (собственно капитализм). Поэтому он наиболее непротиворечиво определён конституционно и консервативно устойчив (хоть и подвержен систематическим кризисам) хозяйственно, нежели мелкотоварный (феодализованный) и государственно-монополистический (тоталитаристский “госкап”) “переходные”, развивающиеся способы производства капиталистической формации.

5. До 1989 г. были коммунисты-диссиденты, существовала длительная традиция марксистов, которые предусматривали значительно более радикальное преобразование общества . Что случилось с этой традицией, почему она не возродилась?

- Сам я и мой отец были коммунистами-диссидентами. Но мы, будучи уверенными в крепости социализма СССР, по поводу отклонений от марксизма в общественном развитии апеллировали лишь в ЦК КПСС и в социально-научные институты.

Известно мне о командире эсминца Саблине. Читал, уже после 90-го, сочинения Фетисова. Больше о традиции марксистов, предусматривающих более радикальное преобразование общества мне ничего не известно. Горбачёвская “гласность” не породила единого фронта диссидентских марксистов.

Философские семинары, университеты марксизма-ленинизма и социальные институты, где мы пытались, в одиночку, производственно коммунарски “активничать”, всё более склонялись к прозападному частно-потребительскому оппортунизму.

6. Россия восстанавливается как держава и самоутверждается, как на это смотрят в России сегодня?

- Как Россия “восстанавливается” и “самоутверждается” см. п.2. Здесь левые взгляды по большей части едины.

А о правых мироедах и упоминать не стоит: это их мир.

7. Многие среди левых Запада рассматривают Америку как основную империалистическую державу, которой надо противостоять, не является ли, по Вашему мнению, Россия тоже империалистической? Как, по Вашему мнению, левые на Западе должны относиться к России?

- Россия, см. п. 2, страна отраслевого монополизма, империалистическая, конечно, страна, но на низшем уровне этой капиталистической фазы, на уровне частного захватывания и разбазаривания общественных природных ресурсов. Поэтому западные империалистические страны, прежде всего, США, рассматривают Россию в качестве объекта поглощения.

Поглощение, конечно же, осуществляется путём ликвидации остатков, в прошлом высокоразвитых, производительных сил с их общинно-коммунистическими традициями. И этого допускать никак не следует, поскольку первая коммунистическая революция легче всего осуществится в слабом империалистическом звене.

В левом движении Запада уже известно коммунарское движение: во Франции – ЛИП, в Англии, наверное, тоже что-то есть, и из США систематически поступают обнадёживающие сведения. Поэтому, полагаю, левым коммунарам Запада ни в коем случае нельзя поддерживать российский прозападный тред-юнионизм. Наоборот, следует обнаруживать и научно “окучивать” ростки производственного самоуправления.

Левым Запада всегда следует помнить, что российские левые – не всегда иждивенцы в коммунистическом движении. У русских левых была и сохраняется ими мощная марксистская школа с первоисточниками классических трудов. Кроме того, разработки методик самоуправления появились в СССР с вполне марксистским наполнением.

8. Какова текущая обстановка в русском рабочем классе и перспективы для рабочего движения?

- Российский рабочий класс, подверженный тред-юнионизму, дезориентирован в своих протестных действиях.

Однако имеются факты захвата предприятий рабочими коллективами в самоуправление. А портовые, автосборочные, железнодорожные коллективы даже пытались контролировать финансовую и сбытовую деятельность их предприятий. Если снабдить самоуправляемой методикой активистов освобождения рабочего класса от эксплуатации, то положительные перспективы не заставят себя ждать.

9. Каково, по Вашему мнению, наследие официального и диссидентского коммунизма?

- Наследие официального “коммунизма” проявляется в пропаганде возврата к социалистическому строю СССР. Этим грешат все нынешние “коммунистические” партии во главе с откровенно пробуржуазной КПРФ.

Диссидентский коммунизм (левых) определяет социалистический строй СССР – буржуазным – “госкапом”. Однако превалирует мнение “отсталого госкапа”, акцентирующее использование государственным монополизмом СССР феодальных форм правления сельским хозяйством (в ограничении личностного передвижения) и пренебрежение совокупного госкапиталиста к бытовому обеспечению населения.

Я, лично, отношусь к СССР как к передовому госкапу. Ведь, несмотря на неблагоприятные природные условия, он составлял весомую конкуренцию отраслевым монополиям Запада, сумев тотально подмять под государство собственные отрасли. Такого не снилось даже Гитлеру в расистской Германии. А у нас это, в ходе сталинизации, относительно легко решилось простой надеждой населения на грядущий коммунизм. Таких надежд отраслевой монополизм давать не предполагает.

10. Каковы, по Вашему мнению, перспективы для пост-сталинистских левых сегодня? Как, по Вашему мнению, должны организовываться и действовать истинные коммунисты?

- Пост-сталинизм ныне наличествует в умах гуманистической части российского народа. Однако он вообще не имеет и не может иметь будущего, поскольку не сбросишь со счетов результирующий исторический опыт обмана сталинской апологетической “коммунистической” идеей: “коммунизма” без коммунизации общества, без коллективной власти, без самодеятельности, без самоуправления в процессе производства. Т. е. “коммунизм” с наёмным трудом. К тому же, нового “боженьки во плоти”, Сталина, не предвидится в обозримом будущем.

Гитлеризм, в его национал-расистском выражении, тем более не присущ русскому рабочему классу, составляющему большинство население России.

Поэтому истинные коммунисты должны, прежде всего, поставить себе цель достижения подлинного коммунизма (см. п. 12), а также самим коммунистически организоваться, т. е. не буржуазно-демоцентралистски, а коммунарски – самоуправлением и взаимозаменяемостью. После чего, собрать в кулак прогрессивных учёных-марксистов, владеющих диалектической логикой (для расчёта отношений стоимости и потребительной стоимости продукта труда) и силы рабочего движения, склонные к самоуправлению (для захвата предприятий их производственными коллективами).

11. Что бы Вы сказали об основных влияниях на левую мысль в России сегодня?

- Самое большое влияние на левую мысль оказывает ныне дисперсно-догматический марксизм в его оппортунистическом и тред-юнионистском характере. Далее субъектами влияния выступают: троцкизм, анархизм, чисто буржуазный тред-юнионизм.

Очень слабое влияние имеет в “левой мысли” диалектический марксизм. Он имеет хождение, опять-таки в догматической форме, в кругах старой ком-профессуры.

Стихийные рабочие протесты против буржуазного ограбления и издевательства воспринимаются левыми сугубо информационно-статистически. Никаких методик по взятию и удержанию власти рабочими на предприятиях левые даже не готовят, поскольку сами неорганизованны.

12. Что, по Вашему мнению, означает сегодня (понятие) настоящий коммунизм?

- Сегодня в понятие “настоящий коммунизм” многими вкладывается по существу сталинский социализм, но, филистерски, “с человеческим лицом”. Т.е. тоталитаристский госмонополизм без репрессий, т.е. утопия. Причём, вариантов подобных утопических конструкций столько, сколько их авторов: не сочтёшь.

Настоящее же (истинное) понятие настоящего (подлинного) коммунизма, согласно даже самой простой и примитивной логики, должно определяться в качестве высшего научного достижения человечества в его социальном устройстве. Причем, даже мало-мальски марксистски, коммунизм характеризуется “в свободе и счастье древних родов” (Морган, Энгельс, Маркс). Т.е., подлинный коммунизм представляет собою первобытный коммунизм, но на высшем уровне социального развития, с использованием всего лучшего в достижениях человечества.

Современным, социальным понятием “рода” объективно, экономически выступает коллектив предприятия, ответственный за выпуск продукта труда, годного для общественного обмена. Сейчас эти действующие “роды” своей рабочей силой и своей технологической организацией находятся в собственности купца-капиталиста, собственника здания и орудий труда. Но если собственность на рабочую силу и производственные технологии передать в руки этого производственного коллектива (численностью, примерно 100 чел.), то получится воспроизводящийся и самоуправляемый коллектив – род – нового, цивилизованного поколения, т. е., современным языком, коммуна, производственно-воспроизводственная социальная ячейка.

Ячеечное коммунистическое строение общества, освобождённого от частных, капиталистических собственников-торгашей, должно предусматривать научно-объективный эквивалент обмена продукта труда в отношении его стоимости и потребительной стоимости. Научно-объективный эквивалент обмена определит и функциональную структуру коммунистической общественной системы. Расчёт этого эквивалента и коммунистической системы, а также собственность на материальные средства производства в первой фазе коммунизма целиком ложатся на плечи государства диктатуры пролетариата. В последнем, кстати, и состоит преемственность первой фазы коммунизма и последней фазы капитализма.