Определения

Валерия Вениаминовича Предтеченского

Россия, Москва,
дом. тел. (495) 431 71 42
моб. тел. 8-9037442163
skype: r7290072900
ww_p@rambler.ru

 


Учеба Марксистов

Словарь понятий

Базис и надстройка

Барщина

Буржуазный социализм

Всеобщая пролетаризация

Высшая система капиталистической организации на интернационалистской основе

Диалектико-научный расчёт

Закон двойного существования способов производства в одном социуме

Идея труда

Капитализация рабочей силы

Капиталистическая организация

Концентрация общественного капитала

Кооперативность и коммунность

Нетоварный обмен материальными средствами производства

Общественная и производственная компенсация затраченной рабочей силы

Общественные классы в капиталистическом производстве и их коммунистическое упразднение

Общественный капитал при коммунизме

Последняя формация стихийного исторического развития - капитализм

Предельная децентрализация рабочей силы

Предельная концентрация общественного капитала

Предельная пролетаризация населения

Рабочая сила

Рабочая сила как средство производства

Способность нетоварного продукта удовлетворять потребности людей

Средние затраты труда

Средства производства

Стихийный процесс исторический развития

Стоимость и потребительная стоимость

Стоимость и потребительная стоимость коллективных продуктов труда

Тоталитаризм / тоталитарность

Уравненная система заработной платы

Централизация рабочей силы


Базис и Надстройка

Базис – это способ производства – закон отношения производственных отношений к производительным силам, общественное воспроизводство.
Надстройка – это управление – обеспечение наиболее оптимального протекания (существования и развития) воспроизводственного процесса в соответствии с данным способом производства.

Базис создаёт свою надстройку. Развиваясь, базис входит в противоречие со своей надстройкой, требуя её изменения. Но надстройка может качественно измениться только, если качественно изменится базис. А также, если будет ясно, какие качества имеются в развившемся базисе, чтобы сама надстройка соответственно (этим качествам) и революционно преобразовалась, и, далее, распространила эти новые качества на весь (уже новый) базис.

------------------

Барщина

Барщина — отработочная рента — одна из форм докапиталистической земельной ренты, наиболее распространенная в период феодализма форма эксплуатации крепостных крестьян помещиками. При барщинной системе хозяйства крепостной крестьянин значительную часть недели работал с помощью своего инвентаря и тягловой силы на помещика в его имении, остальные дни недели работал на себя на своем земельном наделе. В Западной Европе барщинная система хозяйства возникла еще в поздний период Римской империи и просуществовала до XVIII—XIX вв. В царской России барщина возникла и получила распространение в XV—XVI вв. Формально она была отмечена в 1863 г. в связи с отменой крепостного права. Фактически в форме “отработок”, т. е. скрытой барщины, продолжала существовать до победы Великой Октябрьской социалистической революции. В настоящее время барщина сохраняется в различных формах в колониальных и зависимых странах, а в форме “отработок”— и в ряде развитых капиталистических стран”.
/Политэкономический словарь./

В колхозе, по форме, барщина сохранялась в качестве обязанности земледельческих рабочих работать на колхозную усадьбу (на государство), а в выходные дни – на своём земельном наделе. Однако земледельческий рабочий работал на государство за повременную зарплату, за т.наз. “трудодни”. И начисление “трудодней” часто носило дифференцированный характер, как и вся “уравнительная, социалистическая” система зарплаты. И от “скрытой барщины”, когда земледелец работал на плантатора “за долги”, безвозмездно, колхозный труд также существенно отличался личной заинтересованностью в “трудоднях”, в зарплате.

Колхозный труд представлял собою сочетание двух способов производства: 1) государственно-монополистический (с государственным машинно-тракторным парком, всеобщим наймом и государственным планированием) и 2) примитивно-мелкотоварный (семейный труд, с запретом применения наёмного труда на семейных делянках). Система зарплаты и семейно-личные земельные наделы, с товарным обменом частной продукции на колхозных рынках, не позволяли колхозникам применять коммунистически-общинную форму трудового воспроизводства и самоуправления.

------------------

Буржуазный социализм

Буржуазный социализм представляет собою государственную организацию собственников материальных средств производства против неорганизованного, эксплуатируемого наёмным трудом пролетариата, т. е. рабочего класса, неимущих трудовых народных масс. Предельный буржуазный социализм - это СССР - на всех этапах его развития, когда материальные средства производства были в собственности высших органов государства, а население поголовно пролетаризовано наёмным трудом (за незначительным мелкотоварным исключением времён НЭПа). Такая предельная концентрация общественного капитала экономически определяет высшую фазу капитализма - Государственный монополизм - капиталистическую социализацию уравнительной зарплатой.

В отличие от буржуазного социализма, коммунизм должен себя предполагать в качестве научного обеспечения системы производственной власти коллективов самоуправляемых предприятий. Это - научное освобождение труда, подлинная, коммунистическая социализация - по коллективным потребностям производства и жизнеобеспечения.

А наука коммунизма - это диалектика.
Любая иная "наука" - это метафизика - пред-наука и лженаука.
Именно дефицит диалектического знания у коммунистов не позволил им совершить коммунистической революции, вслед за социалистической. Вместо этого явилась горбачёвщина "социализма с человеческим (а точнее, со звериным, буржуазно-демократическим) лицом". И, в результате метафизических компиляций политиков, Госмонополизм рухнул в одночасье от пьяной ельцинской руки.
А сейчас этот пресловутый "дефицит" разрушает марксизм в марксистах, целиком.
Так что выбор на деле один: между Коммунизмом и Капитализмом, диалектикой и метафизикой.

------------------

Всеобщая пролетаризация

Всеобщая пролетаризация есть положение каждого члена общества в качестве наёмного работника у государства. Характерное свойство государственного монополизма в СССР. (см. также Предельная пролетаризация населения и Предельная концентрация общественного капитала.)

------------------

Высшая система капиталистической организации на интернационалистской основе

Интернационалистская основа высшей капиталистической организации - министерско-ведомственной системы госмонополизма - есть интернационалистическое население этой госмонополистической страны. Единственной интернационалистической страной “социалистического блока” был СССР и, прежде всего, РСФСР (исключая национальные автономии). Даже в “большой стране Китае”, в стране “синантропов”, довлеет ханьский расистский национализм. Русский традиционный народный интернационализм в СССР легко перешел к пролетарскому интернационализму истинно марксистского толка – самопожертвования во имя братства народов. Это было на руку правящим классам (высшим и низшим управленцам). Но пролетарские производительные силы росли и требовали освобождения от начальственных окриков. И тогда столь же традиционная ненависть и презрение буржуазных интеллигентов-управленцев к пролетариату обратилась в пещерно-медвежью русофобию. В конце существования СССР каждый “русский интеллигент” считал своим долгом и “хорошим тоном” выискивать в своей родословной нерусские корни.

------------------

Диалектико-научный расчёт

Диалектико-научный расчёт состоит в том, что стоимость и потребительная стоимость продукта труда рассчитываются заранее, в зависимости от общественной потребности в нём и возможности трудовых ресурсов. Предприятию остаётся лишь улучшить эти показатели уже в свою пользу.

------------------

Закон двойного существования способов производства в одном социуме

Закон двойного существования способов производства в одном социуме состоит в том, что в каждом социуме, определяемом доминирующими производственными отношениями, продолжают существовать бывшие доминирующие - в прошлом способе производства - производственные отношения. Но они существуют подавленно, рецессивно, т. е. в снятом, подчинённом доминирующим производственным отношениям, виде.
То есть доминирующий способ производства предыдущей фазы общественного развития становится рецессивным в следующей фазе.

Этот закон действует как в одной, трёх-фазовой общественной формации, так и при переходе общественного развития из одной формации в другую.

Закон двойного существования способов производства в одном социуме даёт возможность снятия путаницы в определениях социализма и коммунизма.

Так, “социализм” (см. выше Буржуазный социализм), как государственный монополизм на материальные средства производства (орудия и предметы труда), существует при помощи подавленных в министерства и ведомства отраслевых монополий, которые доминировали при предыдущем способе производства - частно-собственническом "демократическом" империализме" (см. Качественное отличие госкапа от империализма). - Госмонополизм доминирует, тогда как отраслевой монополизм рецессивен.

Коммунизм же (его первая фаза), коммунизуя труд, т. е. соединяя рабочую силу и процесс производства в коммуны, способен это выполнить только при помощи государства диктатуры пролетариата (госмонополизма, но уже кибернетизованного, т. е. без волюнтаристской власти), занятого обменом продукта труда по потребности (производственной и для воспроизводства рабочей силы, и, конечно, развития). - Коммунизация труда доминирует, тогда как госмонополизм (государство диктатуры пролетариата) рецессивен.

Остальные доминирующие и рецессивные способы производства см. на совмещенной диаграмме.

------------------

Идея труда

Идея труда есть всё отношение к труду, вся трудовая возможность, заложенные в трудовом человеке, в человеческой рабочей силе. Это – в пределе – субъективная трудовая мысль, соответствующая объективным трудовым отношениям – двойственный характер идеального труда.

------------------

Капитализация рабочей силы

Капитализовать рабочую силу - значит, превратить её в товарную форму капитала, т. е. накопить в частных руках. Такое возможно только при рабовладении. В буржуазном обществе личная рабочая сила человека, предоставленного самому себе, не способна к накоплению на таком уровне, на каком можно накапливать орудия производства, технологии, жизненные средства и предметы труда.

Технологии могут храниться в чертежах. Орудия производства, предметы труда и жизненные средства – на складах и в хранилищах.

Рабочая же сила – это человеческая жизнедеятельность в психическом и физическом соответствии. И она, будучи подготовленной, должна немедленно пускаться в действие, расходоваться. Как бы долго человек себя ни тренировал, его рабочая сила деградирует при её простое. Это индивидуально.

Но и общество в целом не способно долго копить в бездействии массу рабочей силы, минуя собственную деградацию. Поэтому при рабовладении раб обязан был всегда работать, и плётка надсмотрщика была тому порукой. Бич капиталистической безработицы – это истязающий бич и стимул (палка-погоняло для мула – лат.) всего капиталистического общества.

------------------

Капиталистическая организация

Капиталистическая организация – это рынок сбыта товаров. Противодействием этой всепоглощающей, утилитаристской стихийной организации капитализма выступают капиталистические государственные органы и кооперирование государств. Применимы и националистические (вплоть до дремуче расистских) приёмы сглаживания капиталистического рыночного рвачества. Высшая капиталистическая организация – это министерско-ведомственная система построения производительных сил общества госмонополистической фазой капиталистического развития.

------------------

Концентрация общественного капитала

Капитал – это производственные и жизненные средства, способные накапливаться, в денежном своём выражении – двигатель воспроизводства и развития капиталистических обществ. Капиталистическое богатство характеризуется концентрацией общественного капитала. Наиболее эффективно накапливаются материальные средства производства. По сравнению с ними, рабочая сила человека - живое, идеальное средство производства – разрушается при её неиспользовании и не-воспроизводстве несравнимо быстрее производственной технологии и еще быстрее, чем орудия (материальные средства) производства и предметы труда. Так сказать, мёртвые живее живых.

Общественный капитал – это весь капитал общества, т. е. совокупный общественный продукт в стоимостном – в денежном при капитализме – выражении. При коммунистическом общественном воспроизводстве (при научном распределении продукта труда) капитал теряет свои общественно стимулирующие свойства и подлежит лишь научному учёту в качестве контроля общественных затрат.

Концентрация общественного капитала есть величина сосредоточения общественного капитала в частных руках – личных и корпоративных. Поэтому, в частности, передача материальных средств производства в корпоративные руки “кооперированных товариществ” не снимает капиталистических производственных отношений, оставляя, к тому же, институт начальства и подчинения уже посредством демократического централизма.

------------------

Кооперативность и коммунность

“А в чём разница между кооперативностью и коммунностью? Мне казалось, что и там, и там - всё общее” .
(28.12.12. Александра Орлова)

между кооперативностью и коммунностью? Мне казалось, что и там, и там - всё общее” (28.12.12. Александра Орлова).

КООПЕРАТИВ (лат. – сотрудничество)

Номинальный кооператив

1. Кооперативное товарищество формируется как предприятие в определённых коллективных целях деятельности участниками, вносящими в данное предприятие определённый пай в денежном выражении, как часть материальных средств производства кооператива.

2. Кооператив управляется выборными органами Советов, согласно принципам демократического централизма с выборным распределением функциональных и управленческих обязанностей.

3. Кооператив торгует с иными кооперативами и с населением изделиями своего производства и “услугами” как товарами, на рынке; цена товара кооператива определяется рынком.

4. Доход кооператоров, после налоговых отчислений, учитывает: кооперативные затраты на воспроизводство материальных средств производства, совершенствование производственных технологий и приобретение предметов труда для нового производственного акта, а также на расширение производства – с общего согласия членов кооператива или демократически-централистски.

5. Каждый член кооператива получает личный доход от реализации продукции предприятия пропорционально своему личному паю.

*

КОММУНА(лат. – община)

Первобытная коммуна

1. Род, большая кровнородственная семья (с запретом эндогенных браков), родовая община (примерно, 100 человек), способная к трудовому воспроизводству, а именно, к производству материальных средств производства как орудий производства и жизненных средств, к организации производственных технологий и бытового устройства, а также к производству новой (экзогенными браками) и воспроизводству имеющейся (питанием, воспитанием, ритуальными мероприятиями, песнями, плясками и пр.) рабочей силы.

2. Первобытная коммуна полностью самоуправляема – все знают всё – на основе сложившихся родовых структур, религиозно освященных и принятых всеми с молоком матери. Все новые производственные и воспроизводственные мероприятия предварительно контролируются ритуальными установлениями, а решающее слово принадлежит старейшинам рода, основывающим свои решения на принципах общей пользы и норм религии. Индивидуальные новшества в производстве и в быту порицаются, как неэтичные.

3. Все изделия производства потребляются непосредственно родом, с заботой каждого о каждом родственнике; излишки производства также потребляются на пирах, а также приносятся в дар соседним родам, что является зачатком товарного обмена.

4. Запасы на неблагоприятное время года складируются под общим присмотром.

5. Распределение жизненных средств внутри рода, практически, отсутствует, поскольку забота, в первую очередь, направлена на детей, а также на хилых и увечных, потом уже друг на друга, и в последнюю очередь, на себя. В этой общей заботе всё родовое имущество принадлежит всем.

Цивилизованная коммуна

1. Трудовой, производственно-воспроизводственный коллектив, трудовая община (примерно, 100 человек), экономически направленная на выработку определённого общественно необходимого продукта, совершенствование коллективных технологий и на подготовку (производство и воспроизводство) рабочей силы к процессу производства продукта труда этого коллектива.

2. Цивилизованная коммуна полностью самоуправляема – все знают всё, вплоть до взаимозаменяемости, – на основе освоения научной структуры своего коллективного производства и общежития. Решающее слово при изменении или принятии вновь вводимых производственно-воспроизводственных мероприятий, а также рекомендаций научно-корректирующей и продуктово-обменной коммун, принадлежит высокопрофессиональным коммунарам, и в то же время, каждый взрослый коммунар имеет “право вето”, согласно уставу коммуны. Дети, начиная с пятилетнего возраста, уже приобщаются к труду. Вначале это происходит в игровой системе обучения, а уже к четырнадцатилетнему возрасту, дети вступают во взрослую производственную жизнь коммуны. Учёба (перемежающаяся физическими упражнениями и культурными мероприятиями) в коммуне происходит постоянно, поэтому собственно производственный процесс занимает у каждого коммунара не более трёх часов в день.

3. Цивилизованная коммуна, будучи производственно специализированной, направляет изделия своего производства, согласно социально-воспроизводственной программы, в распределительные (продуктово-обменные) коммуны, реализующих эту программу формированием продукта труда, его обращением и распределением материальных и жизненных средств в “сферы” производства и воспроизводства рабочей силы коммун. Средства развития коммун подконтрольны научно-коректирующим коммунам. Небольшая часть изделий остаётся в производственной коммуне для обучения персонала и в целях рационализации производства.

4. Все средства производства и жизненные средства для воспроизводства рабочей силы поступают в коммуну по её упреждающей потребности, согласно научно выработанной социально-воспроизводственной программы с применением кибернетики. Таким образом, эти материальные средства находятся в общественной собственности, а сам процесс производства и коллективная рабочая сила – в собственности коммуны.

5. Внутри-коммунное распределение производственных и жизненных средств также не исключает научного подхода, однако и местные условия функционирования коммуны учитываются неукоснительно. И всегда актуальными являются устранение изъянов в процессе производства и забота о новом поколении, а также о слабых здоровьем.

*

Таким образом, и первобытная, и цивилизованная коммуны в принципе не отличаются друг от друга, только вместо первобытной религиозности в дело вступает цивилизованная наука. Однако и та, и другая коммуны отличны от кооперативов уже тем, что исключают рыночную конъюнктуру в производстве и частную собственность на рабочую силу, частный интерес в своей жизни. И в коммуне нет разделения труда, поскольку все знают всё, вплоть до взаимозаменяемости. Социальные классы исчезают.

В то же время, если кооперативы достаточно легко вписываются в капиталистический способ производства, то для коммун необходимо и коммунистическое окружение, коммунистическая система воспроизводства. Следовательно, в целях освобождения труда начала кооперативного движения должны предусматривать и кооперативную систему воспроизводства с последующей заменой конъюнктуры рынка научным обменом и доведением персонала кооператива до уровня коммуны.

------------------

Нетоварный обмен материальными средствами производства

Вообще, идеально, в пределе, нетоварный обмен – это компенсация всех трудовых затрат в общественно воспроизводственном цикле по потребности и с учётом возможности, т. е. в отношении стоимости и потребительной стоимости коллективных продуктов труда, т. е. научный обмен по диалектико-научному расчёту.

В СССР нетоварный обмен осуществлялся “разнарядками” по стоимостному принципу, поскольку потребительная стоимость в системе индивидуально наёмного труда носила сугубо субъективно-волюнтаристский характер и не соответствовала научной потребности производственных коллективов.

Так, например, по свидетельству главбуха колхоза Астраханской области, его колхоз отгружал государству продукции на миллион рублей в год (огромная цифра по тому времени!) и числился “колхозом-миллионером”. А на какую сумму компенсировались эти миллионные затраты колхоза даже его главбуху не было известно.

В то же время на одном, из “почтовых ящиков”, где периодически производились наладочные работы, несколько лет простояли во дворе “под целлофаном” очень дорогие станки с программным управлением. И, в конце концов, были “списаны” – в металлолом.

Поэтому очень многие предприятия и даже республики считали себя “ограбляемыми” государством.

------------------

Общественная и производственная компенсация затраченной рабочей силы

Общественная компенсация затраченной населением СССР своей рабочей силы состояла в государственной дотации зон отдыха, экскурсий, детсадов, парков и пр. по “бесплатным” или с ограниченной оплатой путёвкам и свободным доступом.

А производственная компенсация состояла в предоставлении предприятиям права своими силами организовывать этот бесплатный отдых. И чем мощнее было предприятие, тем больше комфорта и услуг оно могло своему коллективу обеспечить.

Основными привилегиями и “своими” зонами отдыха пользовался, конечно, руководящий “состав” страны, вызывая кривые усмешки у “простолюдинов” (“Заборы – кругом заборы. Заборы мешают людям! Я верю, что скоро-скоро заборов у нас не будет!” - Ножкин). Борьбой с “привилегиями” и начал свою популистскую разрушительную деятельность людоед Ельцин.

------------------

Общественные классы в капиталистическом производстве и их коммунистическое упразднение

“Классами называются большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению (большей частью закрепленному и оформленному в законах) к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают. Классы, это такие группы людей, из которых одна может себе присваивать труд другой, благодаря различию их места в определенном укладе общественного хозяйства”. /В. И. Ленин, ПСС, Т. 39, С. 15 (Великий Почин)./

Итак, классы - это общественные группировки по отношению к средствам производства.

Здесь, в ленинской цитате:

1. Капиталист - собственник орудий производства,

2. Интеллигент-пролетарий - собственник информации (точнее, производственных технологий),

3. Рабочий-пролетарий - собственник личной рабочей силы (со всеми её коллективистскими свойствами).

Капиталист закупает все средства производства для получения прибыли в результате процесса производства.

Интеллигент-пролетарий продаёт и свою рабочую силу, и технологии капиталисту, но расходует в процессе производства только рабочую силу, оставляя технологическую информацию - себе.

Рабочий-пролетарий также продаёт свою рабочую силу и расходует её в процессе производства, однако не оставляя лично себе ничего, кроме, может быть, результатов производственной тренировки.

И если у отдельного рабочего отдельная его рабочая сила есть мелкий элемент производственной технологии, то коллективная рабочая сила - это вся технология производства продукта труда. Диалектика же в том, что вот эту-то коллективную рабочую силу, движущую технологию, и выражает собой индивидуал-интеллигент - уже не как пролетарий, а как собственник этой коллективной рабочей силы - буржуй - хотя и временный.

-

И чтобы это капиталистическое безобразие - с постоянными и временными буржуями - прекратить, нужно рабочим объединиться в коммуны цехов предприятий, а предприятия - в воспроизводственные системы. В коммунах (100 человек) каждый должен знать и уметь всё, а воспроизводственная система должна обеспечить распределение совокупного общественного продукта по коллективной потребности.

Современные кибернетические программы позволяют это осуществить.

Дело за малым - за пониманием этой проблемы левыми активистами.

------------------

Общественный капитал при коммунизме

Общественный капитал – это весь капитал общества, т. е. совокупный общественный продукт в стоимостном – в денежном при капитализме – выражении.

Стоимость продукта труда означает величину, вложенного в этот продукт живого и овеществлённого труда. Т. е., что стоит продукт сам по себе. Измеряется эта величина рабочим временем.

Капитал же – это суммарная величина общественных затрат.

Другими словами, стоимость и потребительная стоимость – это абсолютные категории, присущие труду человеческому и выраженные в его результатах – в продуктах труда. Тот факт, что стоимость нашла себе измерение рабочим временем (абсолютным значением труда), а потребительная стоимость не обрела всеобщего значения из-за буржуазных спекуляций, не должен создавать иллюзий, что, мол, при коммунизме никакой экономики не будет (в том числе и труда, как такового).

Денежное выражение рабочего времени – это тоже грабительское, конъюнктурное выражение продукта труда. При коммунизме же денежный, субъективный эквивалент обмена уступит место объективно-научному распределению материальных средств по потребности с учётом затратности. И капитал (стоимостное, затратное выражение продукта труда) не будет стимулировать процесс производства и жизни (общественного воспроизводства). А вся власть (рабочая власть!) и стимул жизни сосредоточится в производстве – производительными силами и производственными отношениями. При коммунизме обмен должен мериться не затратами (хоть они никуда и не денутся), а производственными потребностями, следовательно и потребностями коллективной производственной рабочей силы.

Т. е. капитал как стоимостное выражение продукта труда был и будет всегда.

А вот в первой фазе коммунизма – фазе государстве диктатуры пролетариата, как общественной системы производственного самоуправления – сугубо научный обмен невозможен из-за различия формирования величин стоимости и потребительной стоимости продукта труда в различных общественно-природных регионах. И государственно-научное вмешательство, выражающееся в стоимостной компенсации произведённой коллективами предприятий продукции и, соответственно, в направлении общественного развития, должно иметь место.

Преодолеть эти субъективные влияния возможно опять-таки развитием производительных сил до такого уровня, когда они смогут существовать в границах регионов, и без регионального эгоизма и конфронтации осуществлять межрегиональный обмен. Но это уже будет второй, региональной фазой коммунизма, когда государственные функции отпадут, вообще.

За ней последует третья, глобальная, общечеловеческая коммунистическая фаза, когда разница между величинами региональных трудов – сотрётся.

Таким образом, общественный капитал, как накопляемые материальные средства производства для целевого социального (и общественного, и регионального, и глобального, и, особенно, космического) развития, будет жизненно необходим. Только он будет рассчитываться и регулироваться соответствующими социальными (коммунными) органами и тоже по научной программе.

------------------

Последняя формация стихийного исторического развития - капитализм

“Последняя” – означает, что у предмета выше/дальше следования по его функциональной причине нет, и сам предмет себя изжил. Общая причина развития капитализма есть диалектическое отношение частного капитала к наёмному труду. Чем выше концентрация капитала, тем ускореннее развиваются наёмные производительные силы.

Первая фаза капитализма (фаза минимального наёмного труда, Мелкотоварный капитализм) – превращение (путём наращивания и перераспределения капитала при помощи религиозных войн и походов) рыцаря-феодала в помещика-феодала, а вольноотпущенников – в кулаков, купцов и пролетариев. Это – семейная концентрация капитала под эгидой и с привилегиями аристократии и возникновение наёмного труда. Развитие производительных сил сдвинулось с мёртвой точки рабовладельческой формации.

Вторая фаза (фаза свободного наёмного труда, Отраслевой монополизм), произошедшая в результате дворцовых переворотов и первых буржуазных революций, сняв все привилегии с аристократов, раскрыла створы демократии и, соответственно, отраслевой концентрации капитала империалистическими монополиями в свободной конкурентной борьбе. Пролетариат обрёл массовость и пролетарское самосознание как передового класса. Развитие производительных сил пошло семимильными шагами.

Третья, последняя, фаза (фаза всеобщего наёмного труда, Государственный монополизм), возникшая вследствие Великой Октябрьской социалистической революции и последующих “чисток в партии”, превратила отрасли производства в министерско-ведомственную систему иерархического управления производительными силами с предельной концентрацией общественного капитала в государственных руках. За короткий исторический срок пролетарские производительные силы СССР превратились из полуграмотных, забитых, нищих масс царской России в наиболее развитые в перспективных отраслях и с наиболее грамотным населением мира. Причем, советские производительные силы развились так быстро, что государственно-монополистические производственные отношения с примитивным иерархическим управлением превратились из ускорения развития страны в оковы этих производительных сил. Уже никто не восхищался образованностью и самоотверженностью коммунистов-руководителей. Все начальники, члены партии и вожаки комсомола превратились в корыстолюбивых дураков-карьеристов, вызывающих отвращение у “работяг”. Никто уже безоговорочно не верил “партии и правительству”. СССР себя изжил.

Следующей фазой развития должна была стать первая фаза коммунистической формации – фаза научного обобществления воспроизводства государством диктатуры пролетариата, при научном освобождении труда производственным самоуправлением. Но марксистское учение было задогматизировано апологетами госмонополизма. Борьба с “инакомыслием” направлялась не только против частнособственничества, но и против производственного самоуправления (снятия института начальства и подчинения) – в не меньшей степени. Коммунистическая наука, поэтому, подготовиться не успела. СССР рухнул в одночасье.

------------------

Предельная децентрализация рабочей силы

Предельная децентрализации рабочей силы – это то же самое, что Предельная пролетаризация населения (см.). То есть повсеместная (за мизерным исключением) частная собственность на индивидуальную рабочую силу.

------------------

Предельная концентрация общественного капитала

Предельная концентрация капитала есть сосредоточение всего общественного капитала, всех материальных средств производства в руках единой общественной корпорации – государства. (см. также Всеобщая пролетаризация и Предельная пролетаризация населения.)

------------------

Предельная пролетаризация населения

Предельная пролетаризация населения – это повсеместная (за мизерным исключением) частная собственность на индивидуальную рабочую силу.(см. также Всеобщая пролетаризация и Предельная концентрация общественного капитала.)

------------------

Рабочая сила

“Под рабочей силой, или способностью к труду, мы понимаем совокупность физических и духовных способностей, которыми располагает организм, живая личность человека, и которые пускаются в ход всякий раз, когда он производит какие-либо потребительные стоимости”.
/К. Маркс и Ф. Энгельс, Собр. Соч., 2-е изд., Т. 23, С. 178 (Капитал, Ч. 1, Отд. Второй, Гл. 4, Купля и продажа рабочей силы, ГИПЛ, 1955, C. 173)./

Рабочая сила – как тождество противоположностей психических и физических функционально противоположных свойств человека – определяет возможность осуществления человеком определённых производственных операций в целях коллективной выработки определённых производственных изделий. Физически – свойство человека обладать определёнными орудиями производства. Психически – свойство человека понимать необходимость выполнения работы. Т. е. рабочая сила – это не сам человек, а человеческая способность работать. Рабочая сила – это основное средство производства – идея труда.

Вступая в непосредственный процесс производства, рабочая сила человека, умножаясь орудиями производства и технологией производства, преобразуется в производительную силу.

Рабочая сила объективно принадлежит тому, кто её воспроизводит. В первобытном коммунизме, она принадлежала роду. При рабовладении – рабовладельцу. При капитализме – личности, на продажу. При цивилизованном коммунизме рабочая сила принадлежит коммуне: блоку производственного предприятия и воспроизводственного быта – общественному “соту”. По его образу и подобию организуются надстроечные “соты” научно воспроизводственной социальной системы. Потребность коммунизации рабочей силы состоит в том, что сам процесс производства всегда имел коллективный характер, поэтому и воспроизводство рабочей силы также требует коллективизации.

------------------

Рабочая сила как средство производства

Рабочая сила, как идея труда есть такое человеческое средство производства, которое одухотворяет собою действующие (технологию) и материальные средства (орудия) производства, которые, в свою очередь, умножают эту рабочую силу.

В трудовом результате рабочая сила своими психо-физическими способностями “кристаллизуется” в продукте труда – стоимостью и потребительной стоимостью.

------------------

Способность нетоварного продукта удовлетворять потребности людей

"Способность нетоварного продукта удовлетворять потребности людей" - расшифровка термина "потребительная стоимость продукта труда" в процессе обмена.

При капитализме потребительство продукта труда является самоцелью, т. е. целью капиталистического производителя - сбыть товар любыми обманными средствами (рекламой и др. подтасовками), разрушающими потребительную стоимость продукта труда. Т. е. формируется потребление во вред населению, и, выжить, зависит от каждого индивида, в отдельности.

При коммунизме потребительная стоимость, наоборот, приобретает цель полезного потребления для научного воспроизводства и развития общества (каждой коммуны и каждой личности).

------------------

Средние затраты труда

"Средние затраты труда" - это расшифровка термина "стоимость продукта труда" в процессе его обмена (в функции продукта труда). Это - значимость общественных трудовых усилий в выработке данного продукта труда, следовательно, дороговизна в процессе обмена.

При капитализме эта продуктовая значимость "размыта" товарными спекуляциями.

При коммунизме же стоимость поддаётся расчёту её объективных значений диалектико-научным методом.

------------------

Средства производства

Всё, что обеспечивает выпуск производственного изделия есть среда производства: процесс производства и производственный предмет труда.

Средства производства в процессе производства – всё, что обеспечивает формирование производительных сил соответствующими производственными отношениями, т. е. это – рабочая сила, производственная технология, орудия производства.

В буржуазном (и в любом частнособственническом) обществе собственность и обладание этим средствами производства различаются. Поэтому капиталистические производственные отношения изначально находятся в противоречии с производительными силами. Т. е. до процесса производства производительной силой юридически и организационно является (в соответствии с производственными отношениями) капиталист, никакой действительной производительной силой (исключая кустаря-мелкотоварника) быть не способный. А в процессе производства реальной, действующей производительной силой выступает рабочий коллектив, в собственности никаких средств производства (включая свою коллективную рабочую силу) не имущий.

------------------

Стихийный процесс исторический развития

Стихийный социальный процесс – значит, ненаучный. Стихийное социальное развитие – это такое развитие производительных сил, доходящее до стагнации из-за устаревших производственных отношений (форм собственности на средства производства), когда люди не видят способных поддержать это развитие, новых производственных отношений, следующих за имеющимися, устаревшими производственными отношениями. И людьми руководят лишь утилитарные, материальные интересы, несообразные с этим развитием. В результате стихийного преобразования производственных отношений революционеры всегда получают не то, что намеревались устроить.

Стихийное историческое развитие обязательно сопровождается разрушительными коллизиями, религиозными и националистическими войнами, и оно происходит с прогрессивными приливами и реакционными отливами. Вспомним Демократические Афины и Тоталитаристских реакционеров, Спарту и Македонию. Последний пример: крах госмонополистического СССР, с разрозниванием-разбазариванием государственного капитала и общим разрушением производительных сил.

Научное развитие – коммунистическая историческая ветвь – требует предварительного диалектико-научного расчёта существующего и будущего социально воспроизводственного процесса.

------------------

Стоимость и потребительная стоимость

Стоимость продукта труда означает величину, вложенного в этот продукт живого и овеществлённого труда. Т. е., что стоит продукт сам по себе. Измеряется эта величина рабочим временем.

Сущность стоимости в том, что человеко-часы, заложенные в товар, также заложены и в любой продукт, вступающий в общественный обмен. И эти человеко-часы являются мерилом производственных затрат. И они есть стоимость продукта труда, его дороговизна, т. е. насколько продукт труда дорог при его производстве и, соответственно, дорог при обмене.

Таким образом, следует различать стоимость, как объективную значимость результатов затрат общественного труда, и меновую, барыжническую стоимость от частного предпринимателя и частного собственника на материальные средства производства в процессе частного обмена на рынке. Разные это всё-таки "вещи".

Потребительная стоимость того же продукта труда выражает величину общественной потребности в нём. Эта величина в частнособственнических формациях – случайностная, субъективная – единого измерения не имеет. При капитализме, потребительная стоимость в товарах также имеется. Но ею не только не меряется общественный обмен, никому и неизвестно, что это за такой зверь - потребительная стоимость - и с чем его кушать. Меряют товар лишь затратами на него. Кстати, деньги поэтому и есть индикатор буржуазного способа производства. Деньги - это человеко-часы...

Только в коммунистическом способе производства величина потребительной стоимости подлежит диалектико-научному расчёту, как и весь объективный эквивалент обмена продукта труда. Этот эквивалент и состоит в выражении чёткого соответствия стоимости и потребительной стоимости.

Другими словами, и стоимость, и потребительная стоимость при капитализме и коммунизме отличаются так же, как товар от продукта труда, как рынок от научного обмена.

------------------

Стоимость и потребительная стоимость коллективных продуктов труда при коммунизме

Функция труда сохранится, пока будет сохраняться человек. Разумная, целесообразная деятельность – труд – это, просто, свойство человека быть человеком-сапиенсом (снимающим, между прочим, мировую энтропию). Следовательно, при коммунизме сохранится и полезная деятельность (конкретный труд), и одновременные психофизические трудовые затраты (абстрактный труд). Также некуда деваться полезной стороне продукта труда (потребительной стоимости) в отношении к его затратной стороне (стоимости).

При коммунизме исчезнет стихийно-частное выражение продукта труда меновой стоимостью. То есть производитель не будет выставлять на рынок свои, частные продукты труда, чтобы иметь принцип компенсации своих частных затрат иной потребительной стоимостью. Тогда (при коммунизме) продукт труда перестанет измеряться стоимостью, вообще. Её место заступит новое мерило, потребительная стоимость, для удовлетворения научно выраженных потребностей коллективных участников коммунистического воспроизводства. В первой же фазе коммунизма еще будут сложности в выражении общественного продукта потребительной стоимостью, поскольку общество существует, как правило, в нескольких природных регионах, где стоимость объективно формируется неодинаково. Но уже в Региональном коммунизме учитывать стоимостное выражение продукта труда станет излишним делом.

*

Стоимость и потребительная стоимость имеют общественно воспроизводственное значение и подлежат общественному диалектико-научному расчёту. А вот компенсация коллективных затрат на продукт труда, в зависимости от его научно рассчитанной общественной полезности, сугубо коллективная. Поэтому производственный коллектив коммунистического общества заинтересован вырабатывать наиболее полезные продукты труда при наименьших затратах.

Соотношение стоимости и потребительной стоимости в процессе обмена продукта труда выявляет диалектико-научный метод. Он призван поставить в соответствие друг другу эти продуктовые противоположности. Т. е. наиболее трудоёмкие продукты труда должны иметь и высокие потребительные стоимости.

Диалектической двойственностью всякий предмет в своём существовании и развитии обладает - всегда! На этом основывается ВСЁ понимание фактов.

Поэтому говорить о том, что "при коммунизме стоимости не будет", значит, оставить коммунизм без продукта труда, без его обмена, а коммунистическое общество - без существования и развития, без коммунизма. Тем не менее, догматики, лишенные диалектической логики, занесли, "основываясь на цитатах Маркса", стоимость в сугубо капиталистическую категорию, а обмен продуктов труда при коммунизме отрицают.

Между тем, классики марксизма жёстко подчёркивали устранение в коммунистическом обществе продуктового обмена между частными лицами, а не вообще устранения общественного обмена.

При коммунизме продукт труда принадлежит не отдельно взятой коммуне, а всему обществу – сообществу коммун - для научного обмена расширенного воспроизводства. Продукт коллективного производства выходит из коллектива в общественный обмен.

То есть обмен никуда не может деться, поскольку коммунные предприятия также, как и при капитализме, будут вырабатывать свои изделия не для себя, а для других. Только заниматься этим обменом (“перевозками”) будут иные коммуны по научной программе.

Вот, как считать объективный эквивалент обмена, чтобы обмен был не по стоимости продукта труда, а по его потребительной стоимости, над этим еще надо работать. Но начальный обмен по потребительной стоимости будет условием обмена коммунной деятельности по потребностям коллективов, коммун.

"Перевозка продуктов без непосредственного обмена", по Марксу, - т. е. без обмена между частными лицами – это есть общественный обмен продуктов труда. Подобно природному обмену веществ и обмену веществ в живом организме.

Обмен есть вещественное воспроизводство!

Чтобы обеспечить пресловутые "перевозки", нужно сначала прикинуть-рассчитать - что именно, зачем, сколько, кому, куда и откуда "перевозить". Т. е. нужно знать систему общественного обмена!

Совокупный общественный продукт и есть по существу обмен результатами деятельности общества.

Сталинский госмонополизм достиг наиболее высокого (относительно стран отраслевого монополизма) знания общественного обмена, именно "перевозками". Хоть империалистические дороги на Западе были качественнее и протяжённее (как сейчас), зато госмонополистический обмен был менее кризисным. Это - достижение капитализма.

Коммунистический общественный обмен, конечно, должен выражать весь цикл общественного воспроизводства (РС - Пр-во - Пр. тр. – РС / Пр-во), а не только продуктовый обмен.

К коммунизму необходимо идти от производства, а не от потребления.

Только коммунное воспроизводство коллективным потреблением жизненных средств и средств производства, на самоуправляемых предприятиях, позволит возвысить отношение к общественным благам как своим собственным. Это и будет коммунистическим отношением к общественному (коммунистическому) продукту труда (к труду и обществу, в целом).

Существовавшие в сталинском СССР "бесплатные блага" - это, несомненно, обман народа в обществе индивидуального наёмного труда, т. е. в капиталистическом обществе (каким бы "социализмом" его не называли).

Ежегодное снижение цен, а после "стабилизации" - "бесплатный" (и без нормы) в столовых хлеб, горчица, перец, соль и также бесплатные спички создавали некоторую эйфорию ожидания "светлого будущего" у населения. Но наёмный труд, порождающий эгоизм и, соответственно, растранжиривание общественных "бесплатных" средств, потребовал срочно отказаться от даровых продуктов (и от ожидания "коммунизма").

Соответственно, подкормка "ведущих" отраслей народного хозяйства способствовала лишь общественному разложению. И для перехода общества на "бесплатное" потребление в будущем никак не влияла.

------------------

Тоталитаризм / тоталитарность

“Тотальный – полный, всеохватывающий”
/Словарь иностранных слов./

Тоталитаризм – способ производства с полным подчинением всех сфер жизни общества верховной власти.

В “чистом” своём виде тоталитаризм выступает первой фазой рабовладения, когда завоеватели, победив народ территориальной общины (союз первобытно-коммунистических родов) не уничтожили (как полагалось поступать с иноверцами) всё население, а оставили его в качестве “мёртвых-живых”, подвластных и полностью бесправных рабов.

При тоталитаризме индивидуальное рабство еще не было распространено так, как при демократическом рабовладении (Афины, Рим), и подвластное население продолжало жить общинами (как и, например, при рыцарском феодализме). Однако менялась религия и язык аборигенов (иногда в смешанном виде). Все хозяйственные указания верховной власти должны были выполняться неукоснительно, под страхом смерти.

Примерами тоталитаризма выступает древний Египет и Спарта, отчасти, Македония, а также Вавилон, Ассирия, др. Китай, государство Ассов (в Индии) и т.д. Поэтому проявления тоталитаризма наречены классиками марксизма “азиатским способом производства”.

Никак нельзя относить к тоталитаризму СССР даже времён Сталина, поскольку государство “выторговывало” рабочую силу у всего населения наёмным трудом. Также и гитлеровская Германия хозяйственно принадлежала нацистским отраслевым монополиям; и наёмный труд также превалировал над государственно рабовладельческим в концлагерях и пр.

------------------

Уравненная система заработной платы

Уравненная система заработной платы – это такая нормированная система “вознаграждений” государства СССР “за труд”, точнее нормирование стоимости (цены) индивидуальной рабочей силы, когда разброс оплаты не превышал одного порядка (10 раз от минимального). Контролировались в СССР также легитимные “побочные” доходы и карались нелегитимные.

------------------

Централизация рабочей силы

Централизация рабочей силы есть принадлежность той или иной величины массы общественной рабочей силы единому хозяину. Централизация рабочей силы имеет место только при рабовладельческой формации (предельная централизация – это Тоталитаризм – см.). Её рудименты сохраняются и в первой фазе капитализма в качестве базиса доминирующего мелкотоварного способа производства. В коммунистических формациях (первобытно-общинной и цивилизованно-коммунной) рабочая сила не централизуется, а самоуправляемо консолидируется.