Тексты

Валерия Вениаминовича Предтеченского

Россия, Москва,
дом. тел. (495) 431 71 42
моб. тел. 8-9037442163
skype: r7290072900
ww_p@rambler.ru

 


 

К прорыву порочного круга

 

Владимир Гречанинов

СТРАНА ЧИСТЫХ ГУМАНИТАРИЕВ

“Математика мешает ученикам мыслить креативно (послушно, согласно воли покровителя – ВП)”

Министр образования РФ.

Помню, лет 15 назад я поинтересовался у одной шапочной знакомой, в какой вуз собирается поступать ее сын, вообще-то довольно туповатый малый. Что-то техническое?

- Ну что вы, какая техника, он у меня чистый гуманитарий.

Имелось в виду, что ее дурковатый акселерат-переросток в мешковатых штанах ни черта не смыслит в физике, математике, геометрии, астрономии и множестве других дисциплин и потому дорога ему только одна - в писатели, режиссеры, экономисты, политики, политтехнологи, в крайнем случае, в топ-менеджеры. В общем, туда, где вечное сияние чистого разума и хорошие бабки.

Не знаю, что там дальше случилось с этим юношей, но с нашей страной произошел именно этот постиндустриальный кошмар - построенная технарями и достаточно развитая техническая держава попала в руки так называемых чистых гуманитариев - убогих, глупых, дурно образованных, самонадеянных и жадных менеджеров, которых мы наплодили без счета. Результаты налицо - разваливающаяся инфраструктура, падающие дома и самолеты, катастрофическое отставание от цивилизованного мира по всем статьям. Из ХХ века мы шагнули не в ХХI век, а в девятнадцатый, а может и в семнадцатый. Впрочем, в чисто гуманитарных областях - как то: литература, театр, кино - успехов тоже не наблюдается.

Полный порядок только с холуйской попсой и убогим поселковым юмором - включаешь телевизор, а они всегда там, поют и веселятся, славят родную партию. И с бонусами тех самых чистых гуманитариев.

Сон разума порождает чудовищ и петриков, на эту тему я уже снимал, но об этом нужно напоминать постоянно.

Я не люблю нашу школу, на мой взгляд, за два последних десятилетия она деградировала почти до последний степени. Как любой отец я могу привести множество примеров школьной глупости, бездарности, некомпетентности и коррупции. Но если мы в 21 веке заменим естественные дисциплины идеологической брехней, ничего хорошего в этом веке нас точно не ждет.

Владимир Гречанинов

17 мая 2010

http://gidepark.ru/post/article/index/id/62596

*

Это эссе Владимира Гречанинова можно выставлять в качестве эпиграфа к любому социальному обзору плачевного состояния населения современной России.

Однако, определив нашу социальную обитель в качестве Страны “чистых” Дураков, без указания причины обвального снижения уровня знаний её населения и путей выхода из этого умственного кризиса, сами себе мы ума не прибавим. Таким порядком “критики” мы будем по-прежнему допускать манипулирование наших жизненных действий “дурковатыми гуманитариями”. Все, наверное, понимают, что долго такая самоубийственная практика продолжаться не может, но, чтобы предотвратить летальный социальный исход, нужны идейно здоровые социальные силы. А где их взять при поголовном одурачивании?

*

Гибельный порочный круг, затронутый В. Гречаниновым в гуманитарной “образованности”, обозначился, как всегда, в экономике… Об экономических причинах последовательного нашего одурачивания догадываются также почти все: в экономику России, “рухнувшуюй в 17-й век”, проникла, как и во все поры нашего социума, малограмотная компрадорская буржуазия. Этой торгашеской публике, ориентированной на западные экономические интересы (продающей, не много сумняшеся, всю свою страну), не нужен местный образованный пролетариат. Кризисный для общественного развития порочный круг мёртво замкнулся. Буржуазные социологи либо иногда пытаются предоставить утопические пути выхода из этого кризиса (националистические, религиозные, демократические, авторитарные и пр.), либо, как правило, не видят никаких.

И только марксисты знают (обязаны знать!), что порочный круг разрывается инициативной группой революционеров. Причём, эти революционные марксисты обязаны знать всю культуру (т. е. и гуманитарную, и техническую), выработанную человечеством, поскольку новое общество, альтернативное буржуазному, есть сугубо научное общество – Коммунизм.

*

Если почитать на досуге “Диалектику природы” Энгельса, обратив особое внимание на раздел “Электричество”, то можно лишь поражаться глубиной научно-технической образованности автора. Именно своими глубокими техническими знаниями Энгельс подходил к выявлению диалектики в природе и обществе. Целью его было: на примере вещественных процессов, показать диалектическую логику революционного социального развития – раскрепостить умы человечества от незыблемости буржуазных производственных отношений.

Что же мы видим (в гуманитарном аспекте) сейчас, в современной среде марксистов?

При упоминании о лучших достижениях классиков марксизма, т. е., о необходимости использования диалектического метода при упорядочивании нами социальных исследований, слышны недоумения:

“Это ж были гении! Они и охватили всю культуру человечества. А разве можно нам, “серым”, тягаться с ними по уровню интеллекта?!

- Нужно лишь использовать в социальной практике их непосредственные гениальные рекомендации. Тогда и можно будет обрести всю культуру, созданную человечеством в целях коммунистической революции. И делать всё именно так, как они учили.

- И при чём здесь, отдельно, знания диалектической логики, если она уже заложена в гениальных марксистских рекомендациях? – Читай классиков и диалектически вразумляйся!”

Дальше, больше. Игнорируя замечание (Афоризм!) еще одного гениального революционного марксиста – Ленина – о том, что, не изучив Гегеля, марксисты до сих пор не поняли Маркса, нынешние марксисты находят “противовес”: Гегель, мол, “стоял на голове”… Следовательно, поскольку гении уже его “поставили на ноги”, диалектика, опять-таки, заключена и выражена в трудах классиков марксизма. Зачем же Гегеля-то изучать?

Но и этого мало. Некоторые марксисты, “продравшись сквозь дебри Гегеля” и даже “озарившись” его мудростью, по-прежнему не в состоянии (почему-то) раскрыть диалектической логики марксизма. По-прежнему черпают мудрость в догматических категориях “диамата”.

Таким образом, к настоящему времени марксисты не могут показать, какова основа диалектики, как она сама себя доказывает, и какие следствия из этой диалектической основы проистекают, и, вообще, какова её роль в марксизме. Лишь зазубрили, что она, мол, “развитие”, да “качественные переходы”. И всё! По существу, они не понимают, как, вообще, выглядит механизм развития (социального и мирового), каковы его причины и следствия. Не понимают, почему классики марксизма сделали те или иные кристаллизации из хаоса видимости буржуазной торгашеской жизни, и почему они сделали те или иные намётки по мировому преодолению эксплуатации рабочего класса. Верят классикам, не осознавая их логики, диалектической логики.

*

Никто не сомневается, что “продираться сквозь дебри Гегеля”, в одиночку, непросто. Понять, например, тождество противоположностей, априори или без подсказки какого-никакого гуру, невозможно вообще. С “гуру”, конечно, всегда наличествуют весьма трудно разрешимые проблемы самодоказательства его примата (первенства в теме), и его можно оставить в покое. А вот, насчёт “априори”, всё не совсем так: все мировые процессы диалектичны, и они протекают в практической человеческой жизни. Просто, люди не умеют их системно упорядочивать и понимать.

Однако, опять-таки, не совсем так. Вещественные процессы, в целях развития техники, люди, “технари”, довольно успешно упорядочивают. Взрывы технического прогресса тому порукой. Все основные диалектические упорядочения физических процессов сведены в программы средних и высших школ (особенно, советского периода России). Правда, диалектика каждого предмета имеет свои специфические особенности и свои, столь же специфические, наименования. Поэтому диалектической логикой, в чистом виде, она не проявляется. В то же время, диалектико-специфические основания каждого отдельного предмета можно сопоставить с другим, “отдельным” предметом. Тогда можно будет увидеть обще-диалектическое основание. Это и пытался выполнить и показать Ф. Энгельс. И так должен поступать всякий гуманитарий (гуманист), которому надоело топтаться в консервативно-хаотической буржуазной грязи, марксист.

*

Но вышеупомянутым “синдромом Гречанинова” марксисты (подлинные гуманисты – бессребреники) поражены в неменьшей степени, нежели буржуазные гуманитарии, оплаченные компрадорами. На призывы к сопоставлению с диалектическими основаниями исходных позиций “физических” предметов (в качестве примеров обще-диалектического), освоенных всеми школьниками и студентами, “марксисты” с оттенком гордости спесиво замечают, что они, мол, “всё школьное уже давно забыли”. Ни основные законы сопротивления материалов, ни электротехники, ни химии, ни математики, ни даже элементарные ньютоновы законы физики не светятся в их головах. А ведь многого от них и не требуется.

Например, для понимания “наимудрёнейшего” основания диалектики – тождества противоположностей – достаточно (без ложного стыда) предварительно заглянуть в библиотеку и полистать-почитать там соответствующие учебники. Тогда можно увидеть:

- Закон Гука как отношение напряжения к деформации балки,

- Закон Ома как отношение электрического напряжения к току цепи,

- Закон Менделеева как отношение порядкового номера к атомному весу элемента,

- Закон (второй) Ньютона как отношение потенциальной силы к вещественному перемещению предмета.

А прочтя, под этим впечатлением, соответствующий же том сочинений Маркса и Энгельса, гораздо легче будет увидеть и понять и основные диалектические трудовые законы Маркса:

- Закон трудовой всеобщности как отношение абстрактности к конкретности всякого вида труда,

- Закон трудовой причины как отношение психических сил к физическим способностям человеческой рабочей силы – в производственных целях,

- Закон трудового действия как отношение производственных отношений к производительным силам процесса (и способа) производства продукта труда,

- Закон трудового результата как отношение стоимости к потребительной стоимости продукта труда в его общественном обмене для общественного же воспроизводства.

И тогда “тёмный” и “страшный” гегелевский закон тождества противоположностей – бытия и ничто – раскроется как простое отношение предельных качественных отличий (бытия и ничто), присущих всякой мировой субстанции в её становлении. Т. е., чем значимее это отношение, тем более устойчива эта субстанция. А чем меньше величина этого отношения, тем быстрее субстанция преобразуется, переходя в иное состояние.

Человек обретает диалектическое мышление!

*

Все эти законы настолько основательны, что не требуют доказательства, а как бы сами себя доказывают. Вот только добраться до такого “самодоказательства”, в практическом использовании основных (базисных) законов, учёные смогли лишь на рубеже ХХ века. Зато теперь способен предоставить людям своё диалектическое основание почти каждый мировой предмет.

Доказательства же требуют законы, следующие из своих оснований. А само следование – это, в общем понимании, движение, процесс, функция на своём основании.

Применив выражение этих функциональных оснований в “точных”, “технических” науках, можно математически рассматривать всеобщее, диалектическое основание – закон тождества противоположностей – в обычной для всякой “технической” науки координатной форме.

Функциональная плоскость.

Отношение величин противоположных координат выражают собою значение функции в каждой точке функциональной “плоскости”.

А применив соответствующие операции, выявляющие качественные функциональные состояния в тех же точных, технических науках, получим (в продуктивном квадранте “++” функциональной плоскости) ход предметного воспроизводства.

Отрицание отрицания – Воспроизводственная предметная триада.

И тогда уже нам не придётся удивляться гегелевским логическим триадам. Например.

“Логическое по своей форме имеет три стороны: α) абстрактную или рассудочную, β) диалектическую или отрицательно-разумную, γ) спекулятивную или положительно-разумную.

Эти три стороны не составляют трёх частей логики, а суть моменты всякого логически реального, т. е. всякого понятия или всего истинного вообще.” /Г. Гегель, Энциклопедия философских наук, Т. 1, Наука Логики, С. 201-202/

Обратим, между прочим, своё внимание (прочитав на досуге – очень рекомендую) на три закона Ньютона, как бы повторяющие всеобще-триадные логические моменты Гегеля.

Во всех разделах своего учения – о бытии, о сущности, о понятии – Гегель не отступает от триадного выражения форм логического восхождения. Однако, только соединив диалектику технических наук с философской диалектикой Гегеля, мы обнаруживаем причинную связь диалектического тождества, как самоотрицания, с последовательным отрицанием этапов (моментов) развития всякого предмета. Такой связи ни классик диалектики, ни классики марксизма нам, к сожалению, не предоставили. И “диалектикой” называли именно “спекулятивное” (положительно-отрицающее) преобразование моментов развития.

*

Но наша задача здесь, не выявлять “сучки в глазах” гениальных провидцев истории, а показать диалектичность самого марксизма, т. е. его истинность для социального развития, и наш истинный, завещанный ими, путь следования к коммунизму, научный, диалектико-логичный путь.

Все, вышеперечисленные четыре закона Маркса, как видим, также легко укладываются в координатную плоскость трудовой триады:

Диалектика труда: моменты общественного воспроизводства.

Из этой триады уже можно догадаться, что рабочая сила и процесс производства должны быть, как средства производства, в коллективной собственности предприятия, в самоуправлении. А вот продукт труда, выходя из трудового “квадранта”, обязан обрести научное значение в научном же общественном (а не личностном, как при капитализме) обмене.

Однако “диалектика вызывает у буржуазии лишь злобу и ужас” (Маркс), напоминая о предстоящей смерти капитализма. А она видна невооруженным глазом в той же базисной диалектической плоскости отношения уровней собственности на средства производства (производственных отношений) к уровням хозяйственной доминанты (производительным сил) всех известных общественных формаций.

Общественные формации: базисные параметрические соотношения противоположностей.

Здесь исключены из рассмотрения промежуточные способы производства, упоминаемые в марксистских источниках, напр., “азиатчина”, “феодализм”, “социализм”, как входящие в какую-либо свою (из основных четырёх) формацию.

**

Диалектика грядущего хода к коммунизму неотвратима. Поэтому диалектический социальный путь старательно баррикадирует лобби буржуазного мировоззрения, старающееся “научно” доказать незыблемость имеющихся хозяйственных устоев, капиталистических производственных отношений, т. е. частной собственности на все основополагающие средства производства (рабочую силу, процесс и орудия производства). Это лобби проталкивает в общественное сознание свою “науку”, метафизический прагматизм.

Прагматизм отличается от диалектического метода не только, как принято считать, “обожествлением практики”. Такое “обожествление” свойственно всем материалистам и марксистам в том числе. Но марксисты пытаются “соединить” теорию с практикой для развития, а прагматисты (также, между прочим, считая себя “материалистами”) выбирают из всей практики лишь ту повторяемость событий, которая удобна именно этой, конкретной и незыблемой практике. Главный метод прагматизма – это компиляция отдельных видимостей – выбор пробами и ошибками, т. е. заведомо субъективистский, ошибочный метод, неприменимый для социальных исследований, как античеловеческий. И эта, без преувеличения сказать, людоедская философия (“сон разума, порождающий чудовищ…”, как вспоминает В. Гречанинов) сейчас внедрена в высшую и среднюю школы нашей страны.

Рассмотрим же существенные отличия прагматизма от марксизма (уточнив, заодно, каким марксизм должен быть, дабы победить, наконец, капитализм коммунизмом).

*

Таблица моментов основных противоположных идейных позиций

на современном этапе мирового общественного развития.

1982 (– 2003,9) г., Предтеченский В. В.

Моменты

Прагматизм

Марксизм

Телеология Мира

Хаос случайностных явлений (источник агностицизма). Неопределенность результатов движения внешней среды. Вечность катаклизмов. Рост энтропии. Перспектива конца света.

Причинно-следственная (рациональная) упорядоченность (детерминация) мировых процессов. Самопознание мира в своем развитии (человеческий разум). Революционное самопреобразование природы, снимающее противоречия и энтропию.

Телеология общества

Общественная конкуренция, порождающая антагонизмы к социальному “дарвинизму” и условия мирового краха.

Развитие общества к мировой общественной гармонии. Революционные этапы общественного самопреобразования к высшим ступеням развития.

Смысл жизни

Индивидуализм. Подавление обществом индивидуальности. Культ личности. Агностицизм.

Общественность. Общество развивает индивидуальность. Общественная целесообразность. Труд – первая жизненная необходимость и потребность.

Общественная организация

Мелкобуржуазный эгалитаризм под эгидой монополий (империализм). Буржуазная национализация общественного производства вплоть до фашизации. Семья - хозяйственная единица общества.

Коммунизм. Органическая система коммунизованных воспроизводственных ячеек общества. Всеобщее самоуправление. Научное обобществление орудий производства.

Духовные идеалы

Мистификация духа, как потустороннего индивида, вбирающего в себя и упорядочивающего людские катаклизмы и обещающего конец греховного мира и гармонию небесного рая. Реальная безыдейность. Утилитаризм.

Мировой человеческий разум.

Классовый подход к капитализму. Пролетарская доминанта в преодолении капитализма.

Свобода, как коллективное производственное самоуправление.

Альтруизм.

Философия

Метафизическая философия оперирующая целостными видимостями – позитивизм. Плюрализм явлений, как условие и реализация агностицизма. Беспринципность в мышлении. Догматизм.

Диалектика Гегеля: единство взаимообусловленных существенных противоположностей, триадность метаморфоз предмета в процессе его развития. Тройственные противоположности живого предмета.

Политэкономия

Маржиналистская конъюнктура “предельных полезностей”. Субъективистский, денежный эквивалент обмена. Личностный субъективизм восприятия общественных ценностей. Всеобщее потребительство.

Марксистская диалектика труда. Доминанта стоимостных, эксплуататорских отношений в процессе буржуазного обмена. Объективный трудовой эквивалент (отношения стоимости к потребительной стоимости) в гармоничном общественном воспроизводстве.

Социология

Буржуазно-монополистическая централизация управления производством. Единоначалие. Клановость. Незыблемое “естественное” право всеобщей эксплуатации. Реализация социального дарвинизма (“закона джунглей Дикого Запада”).

Организация коммунально-органичного общества. Марксистско-ленинский классово-исторический подход при формировании буржуазных общественных институтов. Самоуправление, как средство рабочей власти и мировой интернационализации человеческого воспроизводства.

Метод

Любые социальные приемы, помогающие сохранить частнособственнический эксплуататорский строй. Выбор пробами и ошибками.

Оппортунизм, удобное соглашательство с классовым противником в борьбе, беспринципность действия.

Открытие и применение диалектических законов для приведения в соответствие личностных качеств общечеловеческим в коммунизме. Научный анализ.

Системность действий в целях преодоления классовой структуры общества, коммунистические принципы.

ПРИМЕЧАНИЕ.

Таблица выполнена, в 1982 г., в качестве приложения к сокращенному конспекту книги американского коммуниста Гарри Уэллса "Прагматизм – философия империализма", публикации 1950/53 г. В нынешней редакции конспекта в Таблицу включены некоторые дополнения (курсивом). Выделенные (полужирным) фразы внесены – первоначально (в 82-м) – Предтеченским Вениамином Георгиевичем (отцом и наставником).

**

Итак, буржуазно-прагматистское и коммунистически-диалектическое противостояние выявлено. Но и работы, конечно, предстоит немало. Ведь прагматизмом поражено в большой степени всё коммунистическое и рабочее движение.

Рабочие активисты хвостятся за буржуазными потребностями пролетариата, подороже продать свою рабочую силу. Если они и организуют пикеты и демонстрации, то обязательно в защиту пролетарских прав в буржуазном обществе. И даже, когда доведённые до отчаяния рабочие захватывают своё предприятие в своё управление, и тогда активисты не могут предложить им иной формы и методики управления, кроме буржуазной – управленчески-выборной, демоцентралистской.

Коммунистические теоретики, утеряв нить диалектических оснований, также представляют социальную перспективу – в управлении массами неорганизованных в коллективы индивидов – сверху. В личностном потребительстве они видят главный стимул человеческой жизни. Поэтому у них в ходу эксплуатируется ничего не означающий, кроме утопизма, термин, “социализм”. Да и в коммунизме они даже не воображают себе воспроизводственной, самоуправляемой, производящей продукт труда, общественно автономной ячейки – коммуны – с научными связями в общей хозяйственной системе. Они всласть штампуют из марксистского учения по поводу “коммунизма” лишь общие предположения классиков, на уровне социальных и технических наук 19 в., как бессвязные догмы.

Поэтому и коммунистические, социалистические и рабочие партии, союзы и др. группировки объективно выступают в поддержку буржуазного эксплуататорского режима. Уже своей легитимной наличностью они обеляют демократические буржуазные устои эксплуататоров рабочего класса. Ни чёткой современной коммунистической теорией, ни имеющейся в зародышах коммунистической практикой эти группировки не оперируют в организации коммунистического движения.

-

Теперь же, овладев диалектическим методом как революционным коммунистическим инструментом, марксисты реально смогут прорвать навязанный прагматизмом догматический порочный круг в своей образованности. И, в результате, им будет по силам: коммунистической революцией спасти человечество от неминуемой гибели в буржуазном тупике социального развития.

***

В. В. Предтеченский. Москва – Абрамцево, 31.05.2010.