Начальная | Curriculum vitae | Интервью | Книги | Тексты | Переписка | Ссылки и рецензии |
Тексты |
|
Валерия Вениаминовича Предтеченского | |
Россия, Москва, | |
|
Гарри Уэллс. Прагматизм – философия империализма. М.,1955 г.
Марксистской науке альтернативы нет. Прежде всего, потому что наука выявляет будущее состояние исследуемого предмета. Марксизм, и только марксизм, настроен на будущее социальное состояние. Все иные учения ложны тем уже, что фактически приспосабливают человеческое сознание к современным условиям жизни. Особенно преуспел на этом поприще прагматизм, поражающий своим универсализмом. Он принимает любую общественную практику, лишь бы она приносила сиюминутную выгоду индивиду. Он принимает любую теорию, лишь бы она вела к сиюминутной практической выгоде.
Мало того, прагматизм очень похож на марксизм, хоть и противоположен ему по существу. Очень похож тем, что отдает предпочтение материальной практике. И противоположен тем, что обожествляет и субъективизирует эту практику. Прагматизм, если можно так выразиться, есть субъективный материализм.
Прагматизм – философия империализма в фашистской интерпретации. Ведь дошло же до того, что империалисты взлелеивают прагматистский расизм. Ученые (!) всерьез ищут и “находят” в человеческом организме “ген удачи”.
В наши времена разгула идеологии империализма, со всеми ее античеловеческими проявлениями, марксисты потеряли иммунитет к прагматизму и, не ведая более парт. запретов, стали воспринимать эту заразную умственную болезнь как нечто безобидное и даже необходимое “на современном этапе”. Все чаще ком.функционеры выдают “смелые” положительные определения, типа: “здоровый прагматизм”, “прагматический характер”, “уравновешенный прагматик”, “прагматичный подход” даже “прагматические идеи”. Забывают, что наше великое марксистское диалектико-коммунистическое учение (как, впрочем, и всё гениальное в мире) выступает не просто, в противовес, а как антипод всякому метафизическому, пошлому и мелочному утилитаристскому – прагматистскому мировоззрению.
Конечно, наш идеологический враг имел (и сейчас имеет) много личин, начиная древнегреческих философских школ элеатов и софистов, через берклианцев… махистов, к бихевиористам, персоналистам и “праксистам”. (Марксизм тоже не сразу обрел себя диалектико-коммунистическим, имея гораздо более знаменитых предшественников – от Гераклита до Гегеля). Но теперь прагматизм есть очень четко отработанное учение для сохранения демократических (свободно-индивидуалистических) империалистических порядков.
В книге американского коммуниста Гарри Уэллса, изданной в США в 1953 г., раскрывается эта законченная форма буржуазного мировоззрения, выработанная “группой интеллигентов Гарвардского и Колумбийского университетов” на рубеже ХХ в.
Известно много публикаций по европейскому и азиатскому прагматизму, но рассматриваемая книга Гарри Уэллса единственная в своем роде уже потому, что в ней структурно и комплексно представлен откровенно выраженный мировоззренческий подход врагов трудового народа. Не-американские прагматистские концепции обычно излагаются менее “строго” и поименно закамуфлированы (например, китайское “конфуцианство”). В них густо напущено “гуманистического”, пиитического и “рационалистического” туману, и прореху в изложении не всегда легко узреть. Американская буржуазия самая сильная, и ее идеологи самые смелые в лихих и пакостных словах и делах.
И эта книга, и её конспект, будучи уже достаточно старыми, вновь обрели актуальность сейчас, не только потому, что прагматизм подспудно используется марксистами, очень мало сведущими, в строе, как прагматизма, так и марксистской диалектики, но и ввиду отчетливой угрозы целенаправленного внедрения этого античеловеческого (прагматистского) способа мышления в головы подрастающего поколения, в программы высшей и даже средней школ.
К моему удивлению, в Центральной исторической (?!) библиотеке тогда, в 1982 г., больше не нашлось ни одного тома с характеристикой американского прагматизма. Как будто эта тема никого не интересовала. В то же время сносок на работы самих прагматистов (различнейших направлений, вплоть до “марксистов”) было, хоть пруд пруди. То есть, тогда, когда глупые прагматисты вели всеобщее, решительное наступление на умы человечества развернутым строем, умные диалектические материалисты все глубже по-страусиному зарывали свои головы в песок, игнорируя реальное положение вещей, не создавали никаких препятствий своим идейным врагам.
И здесь книга Гарри Уэллса выгодно отличается приверженностью автора диалектике, прежде всего, к ее первому закону – единству функциональных противоположностей. Например: “…метод не может быть исключительно эмпирическим; он должен быть одновременно и эмпирическим, и рациональным. Он должен соединять действие со знанием, практику с теорией.” (с. 240) И в др. местах, где автор противопоставляет прагматизм и марксизм, он всегда обращается к диалектике.
К сожалению, догматизация и, соответственно, метафизация самого марксизма “советскими” философами (за неимением лучших) ущемила и американского коммуниста в доказательной базе. Характерный пример такой доказательной слабости:
“Прагматистский метод – прямая противоположность материалистической диалектике, (поскольку он - верно определяет Г.У. - ВП) рассматривает вещи как изолированные и неизменные, как находящиеся в условиях простого развития и гармонического развертывания…” (с.257) Но вот этой самой “материалистической диалектике”, полагает далее автор, присущи: “Взаимосвязь и изменение предметов…”(там же)
Таким “противопоставлением” разницы между существенно противоположными учениями не раскроешь даже под микроскопом. Конечно, можно говорить, что это не вина, а беда автора в общем-то выдающегося произведения, и ссылаться на маккартизм рубежа 1950-х г.г., когда эта книга выходила в США. Факт же остается фактом: с развитым прагматизмом необходимо бороться только развитой диалектикой. Столетние прописи – это классика. Преданье старины. Которую надо, однако, знать в качестве точки опоры, базиса.
В мире нет института, школы, специальности по диалектике. Все ученые-диалектики – самоучки. И от того, как глубока их самоподготовка, зависит “сила абстракции” (Маркс), аналитическая мощь ученого.
Слабость диалектической подготовки Гарри Уэллса видна, например, в том, что, показывая истоки прагматизма и называя фамилии теоретиков, он упускает из своего поля зрения “историков-прагматистов”, несостоятельность которых была раскрыта Гегелем в его “Мини-логике” и именно в струе будущего американского прагматизма.
Но какие бы недочеты не обнаружились в книге “Прагматизм – философия империализма”, ее можно считать единственным и достаточно ясным посланием друга народа из цитадели людоедов.
Итак, слово Гарри Уэллсу!
|
Конечно, можно привести исследования иных авторов, бичующих прагматистское мировоззрение. Но все они касаются, как правило, частных аспектов прагматизма или какой-нибудь из его школ, или же внутреннего прагматистского отдела, который выдают за особое учение. Полагаю, что более кратких и убийственных характеристик прагматизму, чем сделал Гарри Уэллс, мы не найдем.
Прагматизм – это не легкие шуточки досужих журналистов и не наклонности характера личности, и даже не образ действия в локальной ситуации, нет,- это самая совершенная и грозная, консервативная и античеловеческая идеология, приспособляющая ростки нового и прогрессивного для укрепления реакционного эксплуататорского строя. И поскольку современным коммунистам нечего предложить в качестве альтернативы, кроме догматических (т. е. прагматистских по существу) рассуждений, буржуазия всегда оказывается в выигрыше. Поэтому совершенно не следует удивляться тому, что “красное” начальство предавало и предает интересы рабочего класса. И потому так важна прагматистская идеология для эксплуататоров.
Обратите внимание. Как только американские эмиссары в купе с бандой Ельцина разгромили СССР, совершив анти-“госкаповский”, проимпериалистический переворот, они срочно стали менять “старые” программы высших и средних учебных заведений на прагматистские, искореняя из идеологии любые намеки на марксизм и диалектику.
С моей стороны имело мало смысла в рекламе книги Гарри Уэллса, поскольку ее в России, да и вообще, скорее всего, уже нет. Да и лично у меня сохранились лишь представленные “выжимки” конспекта. Однако тот факт, что последовательные коммунисты давно заметили наличие и пагубность прагматистской идеологической системы, обязан обратить наше внимание на создание противодействующей логической системы, абсолютно гуманистической науки, диалектики. Её надо делать всеми силами и средствами настоящих коммунистов.
20.01.2003. Предтеченский Валерий Вениаминович
* * * * * * * * * *
Таблица моментов основных противоположных идейных позиций на современном этапе мирового общественного развития.
1982 – 2003 г., Предтеченский В. В.
Моменты |
Прагматизм |
Марксизм |
Телеология мира |
Хаос случайностных явлений (источник агностики). Неопределенность результатов движения внешней среды. Вечность катаклизмов. Рост энтропии. Перспектива конца света. |
Причинно-следственная (рациональная) упорядоченность (детерминация) мировых процессов. Самопознание мира в своем развитии (человеческий разум). Революционное самопреобразование природы, снимающее энтропию. |
Телеология общества |
Общественная конкуренция, порождающая антагонизмы к социальному “дарвинизму” и условия мирового краха. |
Развитие общества к мировой общественной гармонии. Революционные этапы общественного самопреобразования к высшим ступеням развития. |
Смысл жизни |
Индивидуализм. Подавление обществом индивидуальности. Культ личности. Семья - хозяйственная единица общества. |
Общественность. Общество развивает индивидуальность. Общественная целесообразность. Труд – первая жизненная необходимость. |
Общественная организация |
Мелкобуржуазный эгалитаризм под эгидой монополий. Стремление к национализации гражданского общества, вплоть до фашизации. |
Коммунизм. Органическая система коммунизованных воспроизводственных ячеек общества. Всеобщее самоуправление. Научное общественное воспроизводство. |
Духовные идеалы |
Агностика. Мистификация духа, как потустороннего индивида, вбирающего в себя и упорядочивающего людские катаклизмы и обещающего конец греховного мира и гармонию небесного рая. |
Мировой человеческий разум. Классовый подход. Пролетарская доминанта. Альтруизм. Свобода, как коллективное самоуправление. |
Философия |
Метафизическая философия, оперирующая целостными видимостями – позитивизм. Плюрализм явлений, как условие и реализация агностицизма.. Беспринципность. |
Диалектика Гегеля: единство взаимообусловленных существенных противоположностей, триадность детерминирующих метаморфоз предмета в процессе его развития. Тройственные противоположности живого предмета.. |
Политэкономия |
Маржиналистская конъюнктура предельных полезностей. Субъективистский, денежный эквивалент обмена. Личностный субъективизм восприятия общественных ценностей. Всеобщее потребительство. |
Марксистская диалектика труда. Доминанта стоимостных отношений в процессе общественного обмена. Объективный трудовой эквивалент в гармоничном общественном воспроизводстве. |
Социология |
Буржуазно-монополистическая централизация управления производством. Единоначалие. Клановость. Незыблемое “естественное” право всеобщей эксплуатации. Реализация социального дарвинизма (закона джунглей Дикого Запада). |
Организация коммунально-органичного общества. Марксистско-ленинский классово- исторический подход при формировании общественных институтов. Самоуправление, как средство интернационализации человеческого воспроизводства. |
Метод |
Использование любых социальных приемов для сохранения частнособственнического эксплуататорского строя. Выбор пробами и ошибками. |
Использование диалектических законов для приведения в соответствие личностных качеств общечеловеческим в коммунизме. Научный анализ. |
ПРИМЕЧАНИЕ.
Таблица выполнена в качестве приложения к сокращенному конспекту кн. Гарри Уэллса, Прагматизм – философия империализма, 1955 г. публикации, в 1982г. В нынешней редакции конспекта в Таблицу внесены некоторые дополнения (курсивом). Выделенные (полужирным) фразы внесены тогда же Предтеченским Вениамином Георгиевичем (отцом и наставником).
Данная Таблица выполнялась экспромтом, на энтузиазме “первопроходца”, без использования структурированного позже диалектического метода. Поэтому некоторые ее строки, возможно, покажутся неожиданными, а пренебрежение структурой ослабит железо убеждения. Однако актуальность темы останется до тех пор, пока существует капитализм. Актуальность для коммунистов.
В начале 1990-х мною разрабатывалась более структурированная и расширенная версия Таблицы, но она, как и многие другие мои диалектические разработки, всё еще ждёт заинтересованного читателя.
Ред. 17.01.2006. Предтеченский В.В.