Начальная | Curriculum vitae | Интервью | Книги | Тексты | Переписка | Ссылки и рецензии |
Рецензии |
|
Валерия Вениаминовича Предтеченского | |
Россия, Москва, | |
|
|
Подборка ленинских цитат по коммунам, госкапитализму, НЭПу и прямому продуктообмену, составленная Южным Бюро МРП. Ленинский подход выражен - 1/1!
Гений Ленина еще не овладел двойственным характером труда; по поводу полезности были лишь намётки.
Но противоположность между пролетариатом и отраслевыми "бюрократическими" управленцами-нанимателями представлена безапелляционно.
* * *
К сожалению, в нынешней марксистской среде обнаруживается глухая стена неприятия коммунного строя. В ней упорно фигурирует такое понятие “переходной фазы”, где коммуны отсутствуют, а “коммунистические” производственные отношения – “наличествуют”. Активно эксплуатируется положение, высказанное В. И. Лениным:
“…Социализм есть то общество, которое вырастает из капитализма непосредственно, есть первый вид нового общества. Коммунизм есть более высокий вид общества и может развиваться лишь тогда, когда вполне упрочен социализм. Социализм предполагает работу без помощи капиталистов, общественный труд при строжайшем учёте, контроле и надзоре со стороны организованного авангарда, передовой части трудящихся; причём должны определяться и мера труда, и его вознаграждение ... Коммунизмом же мы называем такой порядок, когда люди привыкают к исполнению общественных обязанностей без особых аппаратов принуждения, когда бесплатная работа на общую пользу становится всеобщим явлением” (ПСС, Т. 40, С. 33-34)
Казалось бы, социалистическая реализация в СССР исходила из марксистского видения построения коммунизма, высказанного Энгельсом:
“… что при переходе к полному коммунистическому хозяйству нам придется в широких размерах применять в качестве промежуточного звена кооперативное производство, – в этом Маркс и я никогда не сомневались. Но дело должно быть поставлено так, чтобы общество – следовательно, на первое время государство – сохранило за собой собственность на средства производства и, таким образом, особые интересы кооперативного товарищества не могли бы возобладать над интересами всего общества в целом” (Ф. Энгельс. Письмо к А.Бебелю, 20-23.01.1886. - К. Маркс, Ф. Энгельс. Собр. Соч., 2-е изд., Т. 36, С.361.).
Но при этом прочно забыто то, что Ленин написал в "Очередных задачах Советской власти" (1918 г.):
"Социалистическое государство может возникнуть лишь как сеть производительно-потребительных коммун, добросовестно учитывающих своё производство и потребление, экономящих труд, повышающих неуклонно его производительность и достигающих этим возможности понижать рабочий день до семи, до шести часов в сутки и менее" (ПСС, Т. 36, С. 185)
Маркс и Энгельс "никогда не сомневались в широком кооперативном производстве" (под эгидой государства) в первой фазе коммунизма, а Ленин говорил о коммунной системе. Но вот ЧТО ТОЧНО есть коммуна - это знание все оставляли "на потом".
Марксистское "широкое кооперирование социализма при общественной (вначале, государственной) собственности на материальные средства производства" (Маркс и Энгельс) должно сразу же и непосредственно предусматривать научную структурированную систему для перехода к "сети производственно-потребительских коммун" (В. И. Ленин). Т. е. научная структура коммунистического - коммунного! - общественного воспроизводства должна быть известна коммунистам-революционерам уже в предреволюционный период.
* * *
Сто лет назад производительные силы, как и их научные силы, еще не были готовы “в широких размерах применять в качестве промежуточного звена кооперативное производство” поэтому лишь “государство сохранило за собой собственность на средства производства”, став единоличным хозяином этих производительных сил. Т. е. “социалистическое государство… лишь как сеть производительно-потребительных коммун” не смогло “возникнуть”, а общество не смогло преодолеть капиталистическую формацию, и утвердило, вместо коммун, пролетарский наёмный труд.
В этих условиях и при невыясненности научной сути коммун, Сталину ничего другого не оставалось, как идти ленинским, госкаповским путём прямого продуктообмена в сфере средств производства, системой наёмного труда и зарплаты в промышленности и ограниченного колхозами НЭПа в земледельческом труде. Элементы трёх способов производства – (1) государственного, (2) отраслевого и (3) мелкотоварного (помещичье-крепостного) капитализмов - объединились в одном сталинском государственно-монополизованном и буржуазно-иерархически управляемом "социализме".
“По Сталину” и по мн. др. последователям не-коммунного “ленинизма” в марксизме, социализм – это “общественный труд при строжайшем учёте, контроле и надзоре со стороны организованного авангарда, передовой части трудящихся”, но не более того. Тогда этот “вид нового общества” формирует новый класс собственников средств общественного производства, из “организованного авангарда, передовой части трудящихся”.
И этот класс сформировался в СССР – именно в лице идеологически “передовой части трудящихся”, авангарда, т.е. высшего руководства министерств и ведомств до ЦК КПСС. Этим “авангардом” стала “определяться и мера труда, и его вознаграждение”, т. е. в “новом виде общества” махрово расцвёл старый наёмный труд. Следовательно, этот “первый вид нового общества” с укреплением нового правящего класса не “вырастает из капитализма непосредственно”, а непосредственно растёт в капиталистической формации, являясь его последней, высшей, государственно монополистической фазой – без олигархических и мелких капиталистов.
Был обеспечен всеобщий наёмный труд. Не было "малости": широкого кооперирования к всеобщей коммунизации. Т. е. в социализме СССР не было коммунистических производственных отношений, первой фазы коммунизма.
Всякое принуждение к труду одной личностью другой личности (группой группы, классом класса и пр.) есть эксплуатация человека человеком.
Только при общественной собственности на материальные средства (орудия) производства и коммунном самоуправлении в трудовой деятельности эксплуатация человека человеком исчезает. Научная кибернетика должна проникнуть во все поры человеческой жизни - воспроизводства и развития.
Необходимо построить коммунистические производственные отношения уже в первой фазе коммунизма, которую и принято называть "социализмом". Жить, трудиться коммунами в общей научной системе, по коммунной потребности.
Поскольку мировые гении в экономически отсталой стране рождаются-таки, постольку эта страна и способна (и обязана) сделать прыжок в будущее, обогнав “развитые” страны. Что и произошло с гениальной ленинской революцией.
Однако СССР, под водительством Сталина, обогнал развитые страны лишь на одну социальную ступень развития, а именно, по концентрации общественного капитала в единой, государственной, монополии, уничтожив отраслевую монополизацию олигархических корпораций и демократию частного предпринимательства. Двойной прыжок - сразу в первую фазу коммунизма, в “систему производственно-потребительских коммун” – ленинской революционной гвардии совершить не удалось.
Высшая фаза всякой общественной формации является её могильщиком и, одновременно, тупиком её развития, из которого следует революционно выходить на новую, в данном случае, коммунистическую, ступень развития. И тогда, эта первая ступень коммунизма, вырастая из капитализма непосредственно, будет расти в новых, уже в коммунистических, бесклассовых, производственных отношениях. Такие попытки в СССР – были – это Общегосударственная автоматизированная система (ОГАС) В. М. Глушкова, изначально одобренная в ЦК КПСС, но ненадолго. Ведь коммунистические производственные отношения, как общественный характер собственности на материальные средства (орудия) производства и коммунный характер на процесс производства и рабочую силу, не только не были утверждены юридически, они даже не познаны и по сей день.
Единичными гениями обойтись было (да и вообще) невозможно. Нужны были мощные научно-технические производительные силы. И они появились к 1970-м годам. Т. е. тогда, когда СССР был уже на “излёте”. Т.е. тогда, когда рабочий класс разочаровался в “коммунистических” вождях, идеологически деградировавших, и о ленинской “системе производственно-потребительских коммун” забывших и думать.
Макаренковская, болшевская и др. колонии-коммуны в Сов. России – СССР 1920-х – первой половины 1930-х гг. были революционным шагом к всеобщему коммунизму (перепрыгнув госмонополизм).
Сталинская же коллективизация деревни с всеобщей пролетаризацией промышленности - первым от от таких коммун контрреволюционным (хоть и вынужденным войной) шагом (в госмонополизм).
Массовый энтузиазм социалистического строительства к 1953-му г. значительно иссяк. И советский поезд государственного капитализма в чистом виде - высшего уровня концентрации капитала - высшей фазы капитализма - пошел под откос...
Ельцинский переворот явился вторым контрреволюционным шагом - в капиталистическую абстракцию (в первую фазу капитализма), в развал.
* * *
Макаренковские, болшевские и др. колонии-коммуны (именно, колонии) изолированно и специализированно (по продукту труда) существовали в капиталистической среде набравшего силу госмонополизма.
Поэтому такие колонии-коммуны следует считать именно первым шагом к коммунной системе рабочих корпораций. И далее - к общественной и мировой. Их ликвидация при Сталине была шагом назад, регрессом, контрреволюцией.
А то, что, вдобавок, гос. власти обязывали вводить в эти коммуны систему зарплаты, вовсе обесценивало коммунистический смысл коммун.
И всё же почувствовать воздух свободы - самоуправления - это действительное счастье! Хоть это самоуправление и в зачаточной форме.
Подлинно коммунистический путь таков: всеобщая коммунизация через кооперирование при общественной собственности на материальные средства производства. А идти от самоуправления к управлению людьми (к эксплуатации человека человеком) – это, по сути, контрреволюция.
* * *
Бюрократы т. наз. "социализма" СССР, - так же, как и прочие бюрократы, - являются "прослойкой" между совокупным государственным капиталистом и пролетариатом. Т. е., сами являясь пролетариями, бюрократы управляют рабочим классом, эксплуатируют его - в свою пользу и в пользу класса совокупного капиталиста (министров, ЦК, ПБ, Генсека). Бюрократы являются собственниками подаренного им капиталистами права управлять людьми.
Снятие всякого бюрократизма, всякого управления людьми, всякой эксплуатации человека человеком заключается в снятии общественной классовости Коммунизмом. Общественные средства производства станут действительно общественными при кибернетизации общественного обмена: ни в чьей частной собственности. А производство станет ни в чьей частной собственности только при полном коммунизованном самоуправлении коллективов предприятий, системно связанных той же кибернетикой. Властвовать будет наука. Тогда и исчезнут противоречия между людьми - вообще. Наступит время всеобщего братства.
Подлинная диктатура пролетариата - это - прежде всего - власть самоуправляемых коллективов в своих процессах производства по самоуправляемой общественной структуре. Ведь на гос. предприятиях работают только пролетарии (даже управленцы-директора, эксплуататоры, и те - пролетарии - не имущие капитала). А гос. капиталисты (как и всякие капиталисты) находятся вне процесса производства, имея, однако, в собственности эти предприятия, капитал.
Поэтому в процессе внедрения самоуправления управленцы и рабочие сливаются в один управляюще-рабочий класс. Т. е. диктатура пролетариата осуществляется в процессе производства. А государство внедряет общественную структуру самоуправления - диктатуру пролетариата - повсеместно, по определённой, заранее разработанной, коммунистической, кибернетической системе. По науке, а не по "советам". Т. е. снизу, а не сверху.
Поэтому же нужна принципиально иная коммунистическая партия, связывающая воедино науку и практику самоуправления.