Начальная | Curriculum vitae | Интервью | Книги | Тексты | Переписка | Ссылки и рецензии |
Рецензии |
|
Валерия Вениаминовича Предтеченского | |
Россия, Москва, | |
|
"Жизнедеятельность человека будущего
коммунистического общества будет определяться комплексом трех видов
самодеятельности: игровой, учебной и трудовой, которые и будут формироваться
у него в онтогенезе в указанном порядке. Это, конечно, не значит, что вся
жизнедеятельность человека недалекого будущего будет состоять лишь из одной
самодеятельности. В состав его жизнедеятельности войдут и внешне
мотивированные деятельности, построенные по форме внешней целесообразности.
Однако побудителями их будут предельно широкие социальные мотивы,
вытекающие из понимания того положения, что личная свобода человека
кончается там, где начинается свобода других людей. Поэтому эти мотивы будут
служить и регуляторами, и ограничителями человеческой
самодеятельности.". Фридман Л. М. "Психолого-педагогические основы обучения
математике в школе".
* * * * *
Марксизм, оставаясь ведущей идеологией СССР, оказался настолько силен, что вёл многих учёных к коммунистическим исследованиям. Например, мой лучший (в прошлом) друг, Лев Моисеевич Фридман (участник ВОВ) на основе марксизма-ленинизма разработал научные структуры самоуправления для учебно-педагогической среды. К сожалению, будучи узким специалистом, педагогом, за мной он не пошел, а "перестройки", вообще, морально не перенёс (дружба на этом закончилась).
Были, были коммунистические и близкие к ним
разработки! Причём, такие, которые по научному уровню и не снились западным
социологам. Надо только поискать их с собственным коммунистическим настроем.
* * *
По данной ссылке с веб-сайта http://depositfiles.com/files/mraf3anfa можно скачать книгу Л.
М. Фридмана “Психолого-педагогические основы обучения математики в школе” в
формате pdf.
Хоть в этой «математико-психологической школьной»
книжице Л. М. Фридмана нет прямых указаний и методик коммунистической
деятельности, она даёт понимание необходимости системного подхода к любой
трудовой деятельности. Поэтому её имеет смысл прочесть всю – для выработки
собственного системного настроя и передачи этого настрой товарищам-коммунистам.
Я её почитываю с удовольствием и, практически, без особой критики взглядов Л. М.
(ну, может быть, его дань «социализму» иногда режет глаз, но иначе было
нельзя…).
Особенно мне нравится Введение, где указывается на несовместимость всеобщего образования с балльной системой отсева.
Еще на С. 135, в «Историзме» прямо указывается на необходимость выработки у учащихся диалектико-материалистических позиций (это, скорее, моё влияние на автора, а не только услащение цензуры).
На С. 137: «внешний контроль», «взаимный контроль», «самоконтроль».
С. 43: «разумность», «логичность», «дисциплинированность».
С. 63 – сердце кровью обливается об упущении предлагаемых направлений обучения.
Сс. 92-98: рассуждения о самодеятельности как общественной необходимости.
С. 123: самообучение. Т. е., обобщая, можно видеть, что в СССР коммунистические предпосылки были налицо. Не было лишь системной науки самоуправления. Поэтому внимание наше к общественной системности должно быть во главе угла.
Конечно, школьная специфика значительно отличается от производственной. Учитель не может не видеть себя лидером класса (причём, не более 40 человек). И учиться ему у учеников, практически, нечему. Поэтому диаграммы Л. М. Фридмана (напр., Рис. 2, С. 48) не выражены в координатной форме и поэтому не имеют воспроизводственного замыкания. Но и это школьно-специфическое положение лишний раз подчёркивает важность в общественной жизни человека системно-самоуправляемого подхода, который рвётся из души учёного.