Тексты

Валерия Вениаминовича Предтеченского

Россия, Москва,
дом. тел. (495) 431 71 42
моб. тел. 8-9037442163
skype: r7290072900
ww_p@rambler.ru

 


 

ДИАЛЕКТИКА ВЕЗДЕ:
НЕКОТОРЫЕ ПРИМЕРЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИАЛЕКТИЧЕСКОГО МЕТОДА

 

Метод – приём, способ или образ действия, планомерный путь научного познания; марксистский диалектический метод – единственно правильный, последовательно-научный метод познания мира и его революционного преобразования, поскольку диалектика – душа марксизма (см. Краткий словарь иностранных слов. М.: 1950).

К сожалению, этот единственно правильный и последовательно-научный метод лишь декларируется, т. е. конкретно нигде не изложен и потому практически и целенаправленно, как таковой, не употребляется. Даже диалектика – душа истинного исследования природы и общества – не имеет чёткой формулировки в целях своего истинного же применения как вообще, так и в отдельных, частных случаях. Уже дошло до того, что большинство марксистов совершенно не уверены в реальном существовании планомерного способа революционного социального преобразования на научной основе.

В то же время, можно с той же уверенностью утверждать, что без диалектического метода, хотя бы в свёрнутом подсознанием виде, не было бы никаких открытий, и прогресс, как технический, так и социальный, полз бы лишь за утилитарными соображениями, с приливами и отливами. Поэтому имеет смысл разобрать примеры спонтанного применения диалектического метода в различных отраслях знания.

Но чтобы не отвлекаться на частности, начнём рассмотрение этих примеров с философско-логического раздела человеческого знания, как относящемуся к общему истинному, объективному миросозерцанию, т. е. с собственно диалектического метода.

-

Гегелевская логика.

Исходные положения.

Наша, марксистская исходная аксиома заключается в том, что абсолютной истины нет. Точнее, её нет в видимости, поскольку она принадлежит всеобщему. А всеобщего также нет, поскольку мир предметен. И каждый предмет отличен друг от друга. Природа “не любит” одинаковости, но стремится заместить различия. Иначе, нельзя. Поэтому всё природное движется. И вот это-то природное движение вообще свойственно всему в мире. Всё течёт. Абсолютно. Движение – это всеобщее свойство мира – принадлежит каждому мировому предмету. Даже “вечно” покоящаяся тёмная звезда, “чёрная дыра”, растёт, активно вбирая массу галактик (астрономы недавно обнаружили этот факт, воочию). Некоторые же нуклоны “живут” доли секунды. Мировое движение признано марксистами в качестве объективной реальности. Какова же логическая “механика” этого мирового движения?

Каждый мировой предмет есть и, одновременно, его нет, поскольку он движется, изменяется в месте, в форме и в сущности. Т. е. бытие и ничто заложены в самом предмете. Вот это всеобщее и есть абсолютная истина. И она нас сопровождает от начала нашей жизни до самого конца. Это – “есть и нет”, поскольку “всё течёт” – самое простое, самое бедное, самое ничтожное определение всеобщего бытия. И оно настолько просто, что недоступно человеческому воображению. Но на нём, как на основании, строятся все сложные, истинные, работоспособные и продуктивные системы.

Логическую систематизацию, исходящую из тождества бытия и ничто открыл нам два века назад – Георг Гегель.

“Чистое бытие и чистое ничто есть… одно и то же” (Г. Гегель. Наука Логики. Т. 1, “Мысль”, М., 1970. С. 140).

“…бытие и ничто суть противоположность во всей … непосредственности… Истину как бытия, так и ничто представляет собою единство их обоих, это единство есть становление” (Г. Гегель. Энциклопедия философских наук. Т. 1. Наука Логики. “Мысль”, М. 1975. С. 222).

Если бытие вполне конкретно, то ничто отвлечено от бытия, т. е., оно абстрактно. Абстрактное в конкретном, будучи противоположными свойствами по существу, тождественны как становление. “Всё есть становление” (Г. Гегель. Наука Логики, Т. 1, С. 41). Всё течёт! Кстати, если конкретного бытия как бы уже нет, то абстрактное ничто есть, определённо, будущность (и прошлое), тянет в будущее (или в прошлое, в зависимости от своего векторного качества) настоящее. Получается: предметное ничто – это вовсе не ничто, а сила в предметном развитии; предметное же бытие – в свою очередь – небытие, преходящая формальная оболочка этой силы. Т. е., бытие и ничто отрицают не только друг друга, но и самих себя.

Отрицающие друг друга и сами себя противоположности, определяющие единую функцию движения, становления, есть диалектика всего сущего.

Но диалектика не была бы диалектикой, если бы только утверждала одно – даже отрицание. Поэтому отрицает сама себя также и эта наша “абсолютная истина” самоотрицающего движения, поскольку имеет себе, в противоположность, столь же абсолютную истину – стремление к самосохранению, отрицающее движение – определить себя в своих границах, предметно. Да и само становление подразумевает под собой не только переход, но и нечто становящееся.

Следовательно:

абсолютная истина состоит в её самоотрицании – в диалектике всего сущего.

Это отрицающее единство движения и определяющего самосохранения выражает не только общий статус существования предмета в противоположностях, но и этапы, цикличность развития этого общего, когда каждая отрицающая себя сторона и обе они, вместе, пытаются себя же и сохранить, утвердить свой уже статус, чтобы себя же и отрицать следующим становлением в следующем состоянии.

С таких позиций будет более понятно происхождение следующего гегелевского логического положения:

“Логическое по своей форме имеет три стороны: α) абстрактную или рассудочную, β) диалектическую или отрицательно-разумную, γ) спекулятивную или положительно (конкретно – ВП) - разумную.

Эти три стороны не составляют трёх частей логики, а суть моменты всякого логически реального, т. е. всякого понятия или всего истинного вообще” (Г. Гегель. Энциклопедия философских наук. Т. 1. Наука Логики. “Мысль”, М. 1975, С. 201-202).

Т. е., по Гегелю, диалектика – это такой мировой закон отрицания целостности предмета в его развитии, который отрицает и самого себя отрицающего новым полаганием, спекулятивно оставляя это отрицающее полагание и в себе, и в новом предмете.

Однако своими формулировками Гегель объединил и объективный, и субъективный логический ход. За это он получил множество нареканий от классиков марксизма, увидевших в его объективной логике объективно-теологический субъективизм, объективный идеализм, “стойку на голове”.

Действительно, субъективная и объективная логики, хотя и есть одно и то же, но имеют существенные различия. Объективная логика, объективные мировые законы заключены в объективной реальности, обеспечивая ей логически направленное развитие, и тогда объективная реальность выражает собою логику своего развития. Субъективная же логика определяется – психическими усилиями – абстрактной истиной (сущностью) в конкретной видимости – чувственностью – также объективного предмета. Т. е., диалектические противоположности (ничтожная относительность и реальная определённость) выражаются друг через друга, объективно определяя, или же субъективно выявляя, функцию предмета.

-

Истина, как говорится, проста, но требует конкретизации правилами её исполнения.

Изложим эти правила по порядку.

*

Формулировка гегелевского диалектического метода

Тождественное единство предельно противоположных, взаимоотрицающих – силового и вещественного – атрибутов (существенных свойств) предмета определяет его функцию, идеально направленное движение и материально оформленное развитие. Ход этого развития осуществляется последовательно отрицающими друг друга оформленными состояниями, фазами развития, моментами: от идеального, через действительный, к материальному.

*

Логико-диалектический метод

-

Объективная логика.

Тождество противоположностей движущегося, функционирующего, объективного предмета выражает его абстрактное (внешне ничтожное и внутренне активное) содержание (связи, идею, отношения) в его же конкретной (внешне наличной) форме (частностях, материи, веществе).

Первый момент: абстрактный хаос выражается разнонаправленностью взаимодействующих элементов, равнодействующая сил которых равна нулю. Динамическое равновесие. Покой.

Второй момент: диалектика как функция упорядоченных векторов сил движущихся элементов в одном направлении, образующая целый движущийся предмет, определяется его противоположными – идеальным и материальным – атрибутами, отрицающими друг друга.

Третий момент: отрицание предмета противодействующим полаганием нового предмета, когда движущийся предмет вышел на границу своего существования и, столкнувшись с границей иного, покоящегося, предмета, передаёт ему свою организующую силу и этим отрицает себя самого, движущегося. Этим осуществляется и отрицание отрицания предмета, оказавшегося сразу в первом моменте своего существования, т. е. в покое.

-

Субъективная логика.

Тождество противоположностей функционирующего субъекта: понимания в преобразовании окружающей среды.

Первый момент: абстрактный хаос мнений выражается чувственным восприятием в абстрактном хаосе форм видимостей окружающее среды. Отсутствие общей логики при напряжённости субъективных непродуктивных действий.

Второй момент: упорядочение мнений достигается диалектическим методом с выведением общими усилиями теории общих действий при выявлении практики теоретической реализации.

Третий момент: реализация на практике диалектических систем, преобразующих эту практику, и открытие в этой новой практике новых видимостей, требующих своего упорядочения (отрицание отрицания).

-

Таким образом, появляется возможность логически упорядочить гегелевскую диалектику, в качестве диалектико-логического метода, в объективном и субъективном его выражении. Сделать её практичной. Т. е. знать, как существует всякий предмет, и какими этапами он развивается, а также планомерно созидать новые предметы и составлять предметные системы.

И физические, вещественные предметы подтверждают своими функциями эту гегелевскую логику.

***

Законы Ньютона.

Исходные положения

“Основные законы механики Ньютон сформулировал в своей книге “Математические начала натуральной философии” в следующем виде.

-

1. Всякое тело продолжает удерживаться в состоянии покоя или равномерного и прямолинейного движения, пока и поскольку оно не понуждается приложенными силами изменить это состояние.

2. Изменение количества движения пропорционально приложенной движущей силе и происходит по направлению той прямой, по которой эта сила действует.

3. Действию всегда есть равное и противоположное противодействие, иначе — взаимодействия двух тел друг на друга равны и направлены в противоположные стороны.

Из законов Ньютона сразу же следуют некоторые интересные выводы. Так, третий закон Ньютона говорит, что, как бы тела ни взаимодействовали, они не могут изменить свой суммарный импульс: возникает закон сохранения импульса. Далее, если потребовать, чтобы потенциал взаимодействия двух тел зависел только от модуля разности координат этих тел U( | r1 − r2 | ), то возникает закон сохранения суммарной механической энергии взаимодействующих тел:

Законы Ньютона являются основными законами механики. Из них могут быть выведены уравнения движения механических систем. Однако не все законы механики можно вывести из законов Ньютона. Например, закон всемирного тяготения или закон Гука не являются следствиями трёх законов Ньютона” (Материал из Википедии — свободной энциклопедии).

-

Следовательно, законы Ньютона не объемлют собою всю механику (даже её основания), а описывают лишь свободное прямолинейное движение тела.

*

Диалектическая формулировка метода Ньютона.

Тождество противоположностей свободного прямолинейного движения тела – диалектика приращения количества движения – есть отношение приращения скорости телесной массы к его движущей силе.

Первый законмомент покоя – никакого приращения скорости: абстракция движения определяется полаганием наличности массы тела при равнодействующей силе равной нулю.

Второй законмомент разгона – собственно движение – отрицание покоя ускорением массы от обретённой единичной силы одного направления: приращение количества движения выражается диалектическим отношением приращения скорости телесной массы к потенциалу движущей тело силы.

Третий законмомент взаимодействия – переход количества движения данного тела в качественно новое приращение количества движения иного тела: спекулятивное отрицание собственного приращения количества движения овеществляется в качественно ином – ударном – приращении количества движения. Здесь же происходит отрицание отрицания результата к новой абстракции, движения исходного тела, т. е. без приращения его движения при полном израсходовании силы, к моменту покоя.

-

Как видим, логико-диалектический метод Гегеля и метод механики Ньютона находятся в полном соответствии друг к другу. А диалектика ньютоновой механики достаточно чётко определяет смысл границы этой механики.

***

Электрическая цепь.

Исходные положения

Электрические цепи бывают различного качества, назначения и исполнения: от простого куска металла или электролизной ванны, линий высоковольтных электропередач до сложной, запутанной многими связями и аппаратами всяческого специального назначения, схемы. Но все они снабжены источником электропитания, электропотребителем и соединяющими их электропроводниками.

Мы же рассмотрим, для упрощения, замкнутый кольцеобразный металлический провод, который (как увидим ниже) сам себе электропроводник, источник электропитания и электропотребитель. Его метаморфозы (качественно отличные состояния) следующие:

1. Наличие в замкнутой электропроводящей среде свободных носителей электромагнитных зарядов, т. е. свободных, вещественно несвязанных с молекулами металла, электронов, хаотически движущихся и потому гасящих элементарные потенциалы друг друга. Чем больше свободных электронов, тем качественнее электропроводник.

2. Приложение на каком-либо участке цепи электрически организующего потенциала от источника электродвижущей силы (эдс), при помощи пересечения этого участка движущимся магнитным полем (или др., напр., химическим, термоэлектрическим и т.д. источником электропотенциала, в разрыве цепи), и создании этим возрастающего направленного потока движущихся носителей зарядов (возрастания, импульса электротока).

3. Возникновение расширяющегося (от ускоренного движения, импульса, электротока) магнитного поля, воздействующего на ориентацию др. (“незадействованных”) носителей электромагнитных зарядов цепи, в зависимости от её длины и толщины, и направленных против приложенного электропотенциала (противо-эдс) и противодвижения проводника, относительно движения магнитного поля источника эдс.

-

Таким образом, вся электромагнитная цепь есть наличность её электромагнитной потенциальности в её электромагнитной вещественности.

*

Диалектическая формулировка электромеханического метода.

Тождество противоположностей замкнутой электрической цепи выражается электромагнитным потенциалом в среде свободных электромагнитных зарядов этой цепи. Определяет тройственный цикл электромагнитных моментов.

Первый моментэлектромагнитный динамический покой: хаос свободно движущихся носителей электромагнитных зарядов, с нулевым равнодействием потенциалов, в проводящей среде; выражается отношением качества материала к количеству электропроводного вещества в сечении проводника.

Второй моментэлектропередача: ориентирование наведённым или подключённым потенциалом от источника электродвижущей силы (эдс) электромагнитных носителей зарядов с возникновением и возрастанием направленного движения; выражается напряжением протекающего электрического тока, и измеряется отношением тока (в Амперах) и напряжения (в Вольтах).

Третий моментэлектродинамика: взаимодействие магнитной индукции возрастающего тока с носителями зарядов создаёт противо-эдс и противодвижение проводника (относительно магнитного наведения потенциала источником) в отношении его длины и сечения (того же качества), стремится погасить электромагнитный импульс.

-

Диалектический метод электромеханики показателен тем, что непосредственно оперирует потенциально-вещественными противоположностями.

***

Труд.

Исходные положения.

Наиболее чётко труд, как сознательная человеческая жизнедеятельность, раскрыт в марксизме. И диалектика труда проходит красной нитью в произведениях марксистских классиков, прежде всего, у самого Маркса.

“В то время как труд, создающий меновую стоимость, есть труд абстрактно-всеобщий и равный, труд, создающий потребительную стоимость, есть труд конкретный и особенный, труд, который сообразно форме и материалу подразделяется на бесконечные виды труда” (К. Маркс и Ф. Энгельс. Собр. Соч., Т. 13, С. 22). Труд абстрактный – сводимый к всеобщему рабочему времени без различия его конкретных форм (см.там же, С. 16-18) – существует именно в этой своей конкретной и особенной противоположности. О единстве потребительной, конкретной и обменной, абстрактной сторон труда высказывался еще Аристотель (см. там же, С. 13). Таким образом, диалектический подход к человеческому труду не нов, и диалектика труда проявляется во всех его моментах.

“Под рабочей силой, или способностью к труду, мы понимаем совокупность физических и духовных способностей, которыми располагает организм, живая личность человека, и которые пускаются в ход всякий раз, когда он производит какие-либо потребительные стоимости” (К. Маркс и Ф. Энгельс. Собр. Соч., Т. 23, С. 178. Капитал, ч. 1, отд. второй, гл. IV, 3. Купля и продажа рабочей силы).

“В общественном производстве своей жизни люди вступают в определённые, необходимые, от их воли не зависящие отношения – производственные отношения, которые соответствуют определённой ступени развития их материальных производительных сил” (К. Маркс и Ф. Энгельс. Собр. Соч., Т. 13, С. 7).

“… самое лучшее в моей книге: 1) подчеркнутый уже в первой главе двойственный характер труда, смотря по тому, выражается ли он в потребительной или меновой стоимости (на этом основывается всё понимание фактов), 2) исследование прибавочной стоимости независимо от её особых форм: прибыли, процента, земельной ренты и пр.” (К. Маркс и Ф. Энгельс. Собр. Соч., Т. 31, С. 277. Маркс – Энгельсу в Манчестер. (Лондон), 24 августа 1867 г.).

*

Диалектическая формулировка марксистского метода.

Тождество противоположностей, диалектика труда, выражается трудом абстрактным в конкретном труде.

Первый момент – трудовая абстракция – идея труда – рабочая сила: отношение способности человека затрачивать свои психо-физические усилия, трудовой мотивации, к умению работать, квалифицированности, но без приложения к определённому рабочему месту производства.

Второй моментсобственно труд – трудовое действие – процесс производства: отношение действия производственных отношений к производительным силам – диалектическое отношение в процессе (и способе) производства.

Третий моментконкретизация труда – материальное оформление, опредмечивание, овеществление исходного трудового смысла – результат трудовой деятельности продукт труда, как отношение стоимости к потребительной стоимости, реализующееся в процессе обмена. Условие отрицания отрицания труда при воспроизводстве новой рабочей силы. А также выявление прибавочного продукта в целях трудового развития.

Каждый трудовой момент стремится как к переходу в следующий момент, так и к самосохранению. Поэтому каждый момент выражается как своим диалектическим тождеством противоположностей, так и своим же тройственным формированием “подмоментов” (моментов в моменте). А весь этот дифференцированный, диалектико-самосохраняющийся комплекс моментов и подмоментов образует, таким образом, трудовую воспроизводственную систему с прямыми и обратными связями.

Диалектика труда – это базис, функция необходимого пути общественного воспроизводства. И именно в базисном поле диалектических моментов можно начинать построение оптимального (коммунистического) общественного воспроизводства. Только так можно будет избежать серьёзных ошибок в этом, наиболее важном для человечества, деле.

***

Вместо заключения

Будет вполне уместно упомянуть здесь о незаконченной главе, “Диалектика” из рукописи Энгельса, “Диалектика природы”. “Развить общий характер диалектики как науки о связях в противоположность метафизике” (К. Маркс и Ф. Энгельс. Собр. Соч., Т. 20, С. 384). Эту свою супер-задачу Энгельс пытался решить, раскрывая “законы диалектики. Они как раз не что иное, как наиболее общие законы обеих этих фаз (природы и общества – ВП) исторического развития, а также самого мышления. По сути дела они сводятся к следующим трём законам:

Закон перехода количества в качество и обратно,

Закон взаимного проникновения противоположностей,

Закон отрицания отрицания.

Все эти три закона были развиты Гегелем на его идеалистический манер…

Впрочем, тот, кто хоть немного знаком с Гегелем, знает, что Гегель в сотнях мест умеет давать из области природы и истории в высшей степени меткие примеры в подтверждение диалектических законов” (там же).

В этой главе, Диалектика, Энгельс приступил к раскрытию первого закона на примере количественно-качественных преобразований вещества в физике и химии; дал и формулировку этого закона:

1. Закон перехода количества в качество и обратно. Закон этот мы можем для наших целей выразить таким образом, что в природе качественные изменения – точно определённым для каждого отдельного случая способом – могут происходить лишь путём количественного прибавлении либо количественного убавления материи или движения (так называемой энергии)” (там же С. 385).

Здесь, конечно, больше вопросов, чем ответов. Например, масса тела – это материя? Если – да, то как при неизменной массе может возникнуть второй закон Ньютона из первого? А сила – это “так называемая энергия” или пустая абстракция? К тому же, не ясен “точно определённый для каждого отдельного случая способ качественного изменения”.

Произошло такое затуманивание диалектической проблемы, надо видеть, потому что Энгельс здесь начал со следствия, не показав первым законом тождество качественно отличных противоположностей и вторым – триаду воспроизводства развивающегося предмета. Тогда бы качественно-количественные соотношения раскрылись бы сами собой.

Компенсацией дефицита второго и третьего законов в “Диалектике природы” целых две главы “Анти-Дюринга” посвящены собственно диалектике и этим законам.

ХП. Диалектика. Количество и качество.” (там же, С. 122)

ХШ. Диалектика. Отрицание отрицания.” (там же С. 133) “Взаимопроникновению противоположностей”, правда, здесь места не нашлось. Зато, глава, Количество и качество, наполовину посвящена движению в противоположностях. И примеры тождества противоположностей, приведённые Энгельсом под наименованием “противоречия”, просто, убийственны для метафизика Дюринга.

Однако диалектические доводы Энгельса совершенно свободно игнорируются современными метафизиками, даже мнящими себя “марксистами”. Этим, с позволения сказать, “марксистским теоретикам” гораздо ближе оказывается мировоззрение Дюринга, нежели Энгельса.

Вся беда в том, что в изложении диалектики классики чаще всего нажимали на примеры проявления диалектики, но не сводили их в жёсткую структурную композицию. А то, что формулировалось, выглядело лишь замудренными аксиомами, не имеющими утилитарного, практического применения (даже у Гегеля). К тому же, в “противоречиях”, раскрывающих функциональность какого-либо предмета, не даётся определение “значения” (читай, потенциала) и аргумента функции. В результате, они не конкретизируются диалектическим тождеством.

Точное и конкретное, вплоть до математической утилитарности, выражение диалектических законов очень важно для строителей коммунистического будущего, небывалого в истории. Поэтому, полагаю, представленное здесь упорядочение изложения действия законов диалектики не будет лишним для марксистов, ищущих методы осуществления коммунизма.

Победить метафизического дракона марксистам следует – прежде всего – в себе. И сделать это не так уж трудно, ведь диалектика – везде. Но действовать следует – коллективно – в указанном диалектическим методом направлении.

24.8.-23.9.2010.