Начальная | Curriculum vitae | Интервью | Книги | Тексты | Переписка | Ссылки и рецензии |
Переписка в Интернете |
|
Валерия Вениаминовича Предтеченского | |
Россия, Москва, | |
|
˜ ˜Опору - марксистскую
диалектическую ˜ ˜ А
видимая, метафизическая, |
Сентябрь 2010
(Комментарий к дискуссии по вопросу об эксплуатации в
СССР, КНДР и пр.)
Пн |
Вт |
Ср |
Чт |
Пт |
Сб |
Вс |
---|---|---|---|---|---|---|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||
6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 |
20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 |
27 | 28 | 29 | 30 |
Исходное сообщение: В. В. В. [Ср., 22 сентября 2010]: Социализм может быть ДОкапиталистическим и ПОСТкапиталистическим. В КНДР (Северной Корее) был построен ДОкапиталистический прогрессивный (до поры, до времени) социализм. Мера прогрессивности докапиталистического социализма заключена в задачах модернизации и прежде всего индустриализации (Мавр сделал свое дело, Мавр может и должен уходить). Наилучший для КНДР вариант ухода - это КНРизация. --------------- Поясню сказанное выше. Любой социализм в узком смысле (и докапиталистический, и послекапиталистический) имеет следующие свои родовые черты: А дальше идут видовые отличия. Посткапиталистический социализм: Докапиталистический социализм может быть традиционным и модернизационным (МС). Нас интересует МС. Черты МС: --------------- Я утверждаю, что в СССР с конца 1930-х гг. был докапиталистический социализм. Все признаки налицо: |
˜˜˜˜˜˜˜˜˜˜˜˜˜˜˜˜˜˜˜˜˜˜˜˜˜˜˜˜˜˜˜˜˜˜˜˜
Исходное сообщение: Юрий С. [Пт., 28 сентября 2010 17:45]: Утверждение, что в СССР (КНДР и пр.) не было эксплуатации, смело, но не доказательно, мягко выражаясь. Определим, что такое эксплуатация. Сначала дефиниция этого феномена в Википедии: Еще одно определение: Данные определения хотя и имеют некоторые различия в нюансах, но все же главный вывод, к которому они подталкивают, в том, что эксплуатация это есть отчуждение господствующей социальной группой (классом) различными способами части продукта, создаваемого "непосредственными производителями", у самих "непосредственных производителей". Эксплуатация становится возможной при известной степени развития производства, то есть при господстве определенной формы разделения труда, и в условиях различных форм классового (видимо, и предклассового) общества. Способы отчуждения продукта (и самих производителей) могут быть либо внеэкономическими, что более типично для докапиталистических способов производства, либо экономическими, что наиболее типично для капитализма. История знает комбинацию тех и других. Что касается СССР, то для ранних форм советского общества и экономики были типичны внеэкономические формы эксплуатации, то есть отчуждения создаваемого прибавочного и части основного продукта у производителей, прежде всего у крестьянства. В целом, заключая, можно утверждать, что для производственных отношения в СССР была характерна не просто эксплуатация, а сверхэксплуатация. Про КНДР, это, по словам современных эпигонов троцкизма, "сверхдеформированное рабочее государство", можно еще больше рассказывать. Если все это не эксплуатация, то что это тогда такое? |
˜˜˜˜˜˜˜˜˜˜˜˜˜˜˜˜˜˜˜˜˜˜˜˜˜˜˜˜˜˜˜˜˜˜˜˜
Комментарий От: W W <ww_p@rambler.ru>
Теперь возьмём «простой» Советский энциклопедический словарь, 1985 г., и посмотрим третье значение этого слова. «Эксплуатация (франц. еxploitation – использование, извлечение выгоды)… 3) Использование средств труда и транспорта.» Т. е., исходным, общим значением термина, «эксплуатация», является именно использование в собственных интересах средств для достижения выгоды – от использования этих средств. Для капиталиста, рабочая сила пролетария является его (капиталиста) собственным средством производства, поскольку он (капиталист) эту рабочую силу у пролетария купил – на свободном рынке. Сам же пролетарий не в состоянии использовать свою рабочую силу в качестве собственного (идеального!) средства производства, поскольку ни технологий коллективной организации индивидуальной рабочей силы в коллективную производительную силу он в собственности не имеет, ни общественных материальных средств для обработки предмета труда по этим технологиям общество ему безвозмездно не предоставляет. А находятся эти материальные средства производства, а также технологии (действующие средства производства), в собственности того же капиталиста. Т. е., капиталист имеет все капиталистические права использовать купленную рабочую силу рабочего по своему собственному усмотрению в целях извлечения собственной выгоды. Следовательно, при капитализме не существует никакого ОТчуждения результатов труда у рабочего, поскольку они ему никогда и не ПРИсуждались и не могли ПРИнадлежать. Эксплуатация рабочего человека капиталистом есть условие и средство существования капиталистического производства и общества, в целом. И обеспечивают эксплуатацию человека человеком капиталистические производственные отношения, основанные на частной собственности на все основные средства производства: орудия производства, производственную технологию и рабочую силу. Как говорится: «отчудило» это «отчуждение» еще рабовладение – у первобытных коммунаров. В этом-то мы и должны видеть альтернативу эксплуататорским способам производства. Пока люди вновь не обретут производственного самоуправления и самой коммунной жизни, до тех пор будут находиться лихоимцы, использующие труд разрозненных неимущих трудящихся в своих корыстных интересах. Надо заметить, что причина эксплуатации человека человеком, конечно, не субъективная. Не «лихоимцы» (рабовладельцы и капиталисты) являются условием издевательства над трудовым, неимущим материальных средств людом. Они – лишь средство. Наоборот, само развитие производительных сил и породило эксплуатацию человека человеком. Были бы подходящие условия (нарождающиеся производственные отношения развивающихся производительных сил), а полусумасшедшие выродки, желающие возвыситься над массами трудящихся, помыкать ими и пить их трудовые соки, всегда найдутся. Родовые, коммунистические территориальные общины (последняя фаза первобытного коммунизма) распались из-за невозможности уследить с помощью вече и религиозных установок за возросшей производительностью труда. В общинах произошел и разлад в процессе применении средств производства, и моральный конфликт. И тогда первобытные цивилизации становились лёгкой добычей экономически недоразвитых, но тоталитарно спаянных кочевых орд, относительно легко преобразовывавшие коммунистическую культуру на свой рабовладельческий лад. А как переходила последняя рабовладельческая фаза – феодализм – в мелкотоварный капитализм под помещичьем патронажем очень подробно и доходчиво описано у Энгельса в «Анти-Дюринге» (К. Маркс, Ф. Энгельс. Собр. Соч., Т. 20, С. 279, 280). * Так к чему мы, коммунисты, сейчас пришли, раз так упорно дебатируем по поводу «отчуждения», «распределения», «присвоения» и прочих народных бед, в которых явно повинен капитализм? В чём состоят задатки снятия эксплуатация человека человеком? |