Начальная | Curriculum vitae | Интервью | Книги | Тексты | Переписка | Ссылки и рецензии |
Тексты |
|
Валерия Вениаминовича Предтеченского | |
Россия, Москва, | |
|
По поводу “Философских основ теории коммунизма” В. И. Дьяченко
(ответы товарищу)
Тезисно:
Диалектика у В. И. Дьяченко - в "бытии и сознании".
Диалектические законы трактует лишь тремя "классическими".
Материю он верно, ленински чувственно выражает, но на этом и успокаивается ("движением и взаимодействием"), не дойдя, таким образом, даже до "вихрей" Демокрита.
О двойственном характере труда не упоминает вовсе.
Коммунизм представляет в качестве "государства-коммуны".
Наёмный характер труда "снимает" планированием и самовоспитанием личности.
Развёрнуто:
Вопрос 1:
Диалектика у В. И. Дьяченко - в "бытии и сознании" А как должно быть?
Ответ:
Диалектика определяет законы самодвижения и саморазвития предмета в его, как существенном, так и последовательном, самоотрицании.
В.И. Дьяченко о самодвижении упоминает, но лишь в качестве декларации.
Между тем, формула “бытие и сознание”, годится лишь для обыденного сознания, когда под бытием-вообще понимается лишь “наличное бытие” - вещь. Марксисты же обязаны выразить приоритет объекта над субъектом, когда речь идёт об объективности восприятия окружающей среды.
Вопрос 2:
Диалектические законы В. И. Дьяченко трактует лишь тремя "классическими". А каковы они на самом деле?
Ответ:
Базисными законами марксистской диалектики необходимо принять следующие (из самых первых):
1) Тождество противоположностей – бытия и ничто – в становлении. “Всё есть становление” (Гегель).
Это – исходное диалектическое положение – “красная нить” – марксизма о всеобщем движении, по существу своему противоположно буржуазно метафизическому позитивизму, признающему лишь корпоративные предметные формы в их видимости и их компиляциях.
“В своём рациональном виде диалектика внушает буржуазии и её доктринёрам – идеологам лишь злобу и ужас, так как в позитивное понимание существующего она включает в то же время понимание его отрицания, его необходимой гибели, каждую осуществлённую форму она рассматривает в движении, следовательно, также и с её преходящей стороны, она ни перед чем не останавливается, она ни перед чем не преклоняется и по самому существу своему критична и революционна.”/К. Маркс, Ф. Энгельс, Соч., Т. 23, С. 22./
2) Тождество противоположностей – содержания и формы – предметного мира.
Содержание предмета определяет его форму в зависимости от воздействия форм иных предметов. Т. е., мировое предметное взаимодействие определяется содержанием, законами предметных форм.
3) Материя – форма предметного мира – обусловлена своими идеальными законами, которые она несёт – в себе.
Материя объективного предмета (объекта), воздействуя на материю субъективного предмета (субъекта), на его чувственные рецепторы, позволяет раскрыть идею (законы) объекта в идеях (в мыслях) субъекта – субъективно логическим преобразованием этого воздействия.
Только чёткое понимание этих трёх первых (не сформулированных, но выполняемых) законов марксизма даст возможность понять последующие…
Вопрос 3:
Вы говорите: “Материю В. И. Дьяченко верно, ленински чувственно выражает, но на этом и успокаивается ("движением и взаимодействием"), не дойдя, таким образом, даже до "вихрей" Демокрита. Так что же такое материя?
Ответ:
“Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них”. /В. И. Ленин, ПСС, Т. 18, С. 131/
И понять её можно, если …- См. выше 2.1), 2), 3).
Вопрос 4:
Вы говорите: “О двойственном характере труда В. И. Дьяченко не упоминает вовсе” Нельзя ли подробнее об этом аспекте?
Ответ:
По словам самого Маркса,
“… самое лучшее в моей книге: 1) подчеркнутый уже в первой главе двойственный характер труда, смотря по тому, выражается ли он в потребительной или меновой стоимости (на этом основывается всё понимание фактов)…”/К. Маркс, Ф. Энгельс, Соч., Т. 31, С. 277 (Маркс и Энгельс, Письма о “Капитале”, 1948, С. 122)./
Ведь отношение стоимости к потребительной стоимости (продукта) труда определяет его движение в общественном обмене.
Если же мы “застынем” в своём восприятии труда лишь стоимостью продукта труда, то мы будем лишь компилировать “распределением” этого продукта, что легче всего делать в его товарной (частно-торгашеской) форме. И ни о каком реальном коммунизме мы, просто, не догадаемся.
Конечно, в изучении самой потребительной стоимости – еще непаханая целина.
Вопрос 5:
Коммунизм В. И. Дьяченко представляет в качестве "государства-коммуны". А что такое на самом деле коммунизм, по Вашему мнению?
Ответ:
Коммунизм есть научно социальная коммунистическая система.
Другими словами, Коммунизм есть общественная система самоуправляемых, воспроизводственных ячеек, – коммун, – в собственности которых производственный процесс (технологии) и коллективная рабочая сила; и эти коммуны связаны научно объективным эквивалентом общественного обмена (отношением стоимости и потребительной стоимости) коммунных продуктов труда.
Первая фаза коммунистического общества характеризуется государством коммун, т. е. государством диктатуры пролетариата, в собственности которого находятся материальные средства производства.
А “государство-коммуна” В. И. Дьяченко – это, по сути, госкорпорация Сталина – “наши великие вожди и наше родное советское правительство” – не более чем предельный человеческий эксплуататор наёмным трудом.
Вопрос 6:
Наёмный характер труда В. И. Дьяченко "снимает" планированием и самовоспитанием личности. Вы думаете, что наёмный характер труда при таком условии не устраним?
Ответ:
Наёмный характер труда снимается только властью производственного коллектива в своём предприятии, т. е. коллективным самоуправлением в процессе производства.
“Только в коллективе существуют для каждого индивида /56/ средства, дающие ему возможность всестороннего развития своих задатков, и, следовательно, только в коллективе возможна личная свобода.”/Маркс и Энгельс. Фейербах. Противоположность материалистического и идеалистического воззрений (новая публикация первой главы “Немецкой идеологии”), М., 1966, С. 55-56/
Только в самоуправляемом коллективе невозможна эксплуатация членами коллектива друг друга.
Надо, ради справедливости, заметить, что на первой фазе коммунистического общества еще будут оставаться элементы эксплуатации коллективов друг другом и государством диктатуры пролетариата, ввиду недостаточности научного уровня обеспечения расчётов стоимости и потребительной стоимости. – Именно к этому подводят диалектические рассуждения К. Маркса о “первой фазе” в “Критике Готской Программы”.
Этот необходимый научный уровень создаст условия революционного общественного преобразования от общественных территорий – к природно-региональным, обеспечивающим равные условия труда для всех коммун этого региона и, соответственно, свободное действие научно объективного эквивалента обмена.
Дальнейший научный уровень межрегионального обмена приведёт к глобальному коммунизму, революционно снимающему всякие формы эксплуатации человека человеком.
Но это уже будут научные революции.
19.5.2009.