Тексты

Валерия Вениаминовича Предтеченского

Россия, Москва,
дом. тел. (495) 431 71 42
моб. тел. 8-9037442163
skype: r7290072900
ww_p@rambler.ru

 


 

По поводу “Философских основ теории коммунизма” В. И. Дьяченко

(ответы товарищу)

Тезисно:

Диалектика у В. И. Дьяченко - в "бытии и сознании".

Диалектические законы трактует лишь тремя "классическими".

Материю он верно, ленински чувственно выражает, но на этом и успокаивается ("движением и взаимодействием"), не дойдя, таким образом, даже до "вихрей" Демокрита.

О двойственном характере труда не упоминает вовсе.

Коммунизм представляет в качестве "государства-коммуны".

Наёмный характер труда "снимает" планированием и самовоспитанием личности.

Развёрнуто:

 

Вопрос 1:

Диалектика у В. И. Дьяченко - в "бытии и сознании" А как должно быть?

Ответ:

Диалектика определяет законы самодвижения и саморазвития предмета в его, как существенном, так и последовательном, самоотрицании.

В.И. Дьяченко о самодвижении упоминает, но лишь в качестве декларации.

Между тем, формула “бытие и сознание”, годится лишь для обыденного сознания, когда под бытием-вообще понимается лишь “наличное бытие” - вещь. Марксисты же обязаны выразить приоритет объекта над субъектом, когда речь идёт об объективности восприятия окружающей среды.

Вопрос 2:

Диалектические законы В. И. Дьяченко трактует лишь тремя "классическими". А каковы они на самом деле?

Ответ:

Базисными законами марксистской диалектики необходимо принять следующие (из самых первых):

1) Тождество противоположностей – бытия и ничто – в становлении. “Всё есть становление” (Гегель).

Это – исходное диалектическое положение – “красная нить” – марксизма о всеобщем движении, по существу своему противоположно буржуазно метафизическому позитивизму, признающему лишь корпоративные предметные формы в их видимости и их компиляциях.

“В своём рациональном виде диалектика внушает буржуазии и её доктринёрам – идеологам лишь злобу и ужас, так как в позитивное понимание существующего она включает в то же время понимание его отрицания, его необходимой гибели, каждую осуществлённую форму она рассматривает в движении, следовательно, также и с её преходящей стороны, она ни перед чем не останавливается, она ни перед чем не преклоняется и по самому существу своему критична и революционна.”/К. Маркс, Ф. Энгельс, Соч., Т. 23, С. 22./

2) Тождество противоположностей – содержания и формы – предметного мира.

Содержание предмета определяет его форму в зависимости от воздействия форм иных предметов. Т. е., мировое предметное взаимодействие определяется содержанием, законами предметных форм.

3) Материя – форма предметного мира – обусловлена своими идеальными законами, которые она несёт – в себе.

Материя объективного предмета (объекта), воздействуя на материю субъективного предмета (субъекта), на его чувственные рецепторы, позволяет раскрыть идею (законы) объекта в идеях (в мыслях) субъекта – субъективно логическим преобразованием этого воздействия.

Только чёткое понимание этих трёх первых (не сформулированных, но выполняемых) законов марксизма даст возможность понять последующие…

Вопрос 3:

Вы говорите: “Материю В. И. Дьяченко верно, ленински чувственно выражает, но на этом и успокаивается ("движением и взаимодействием"), не дойдя, таким образом, даже до "вихрей" Демокрита. Так что же такое материя?

Ответ:

“Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них”. /В. И. Ленин, ПСС, Т. 18, С. 131/

И понять её можно, если …- См. выше 2.1), 2), 3).

Вопрос 4:

Вы говорите: “О двойственном характере труда В. И. Дьяченко не упоминает вовсе” Нельзя ли подробнее об этом аспекте?

Ответ:

По словам самого Маркса,

“… самое лучшее в моей книге: 1) подчеркнутый уже в первой главе двойственный характер труда, смотря по тому, выражается ли он в потребительной или меновой стоимости (на этом основывается всё понимание фактов)…”/К. Маркс, Ф. Энгельс, Соч., Т. 31, С. 277 (Маркс и Энгельс, Письма о “Капитале”, 1948, С. 122)./

Ведь отношение стоимости к потребительной стоимости (продукта) труда определяет его движение в общественном обмене.

Если же мы “застынем” в своём восприятии труда лишь стоимостью продукта труда, то мы будем лишь компилировать “распределением” этого продукта, что легче всего делать в его товарной (частно-торгашеской) форме. И ни о каком реальном коммунизме мы, просто, не догадаемся.

Конечно, в изучении самой потребительной стоимости – еще непаханая целина.

Вопрос 5:

Коммунизм В. И. Дьяченко представляет в качестве "государства-коммуны". А что такое на самом деле коммунизм, по Вашему мнению?

Ответ:

Коммунизм есть научно социальная коммунистическая система.

Другими словами, Коммунизм есть общественная система самоуправляемых, воспроизводственных ячеек, – коммун, – в собственности которых производственный процесс (технологии) и коллективная рабочая сила; и эти коммуны связаны научно объективным эквивалентом общественного обмена (отношением стоимости и потребительной стоимости) коммунных продуктов труда.

Первая фаза коммунистического общества характеризуется государством коммун, т. е. государством диктатуры пролетариата, в собственности которого находятся материальные средства производства.

А “государство-коммуна” В. И. Дьяченко – это, по сути, госкорпорация Сталина – “наши великие вожди и наше родное советское правительство” – не более чем предельный человеческий эксплуататор наёмным трудом.

Вопрос 6:

Наёмный характер труда В. И. Дьяченко "снимает" планированием и самовоспитанием личности. Вы думаете, что наёмный характер труда при таком условии не устраним?

Ответ:

Наёмный характер труда снимается только властью производственного коллектива в своём предприятии, т. е. коллективным самоуправлением в процессе производства.

“Только в коллективе существуют для каждого индивида /56/ средства, дающие ему возможность всестороннего развития своих задатков, и, следовательно, только в коллективе возможна личная свобода.”/Маркс и Энгельс. Фейербах. Противоположность материалистического и идеалистического воззрений (новая публикация первой главы “Немецкой идеологии”), М., 1966, С. 55-56/

Только в самоуправляемом коллективе невозможна эксплуатация членами коллектива друг друга.

Надо, ради справедливости, заметить, что на первой фазе коммунистического общества еще будут оставаться элементы эксплуатации коллективов друг другом и государством диктатуры пролетариата, ввиду недостаточности научного уровня обеспечения расчётов стоимости и потребительной стоимости. – Именно к этому подводят диалектические рассуждения К. Маркса о “первой фазе” в “Критике Готской Программы”.

Этот необходимый научный уровень создаст условия революционного общественного преобразования от общественных территорий – к природно-региональным, обеспечивающим равные условия труда для всех коммун этого региона и, соответственно, свободное действие научно объективного эквивалента обмена.

Дальнейший научный уровень межрегионального обмена приведёт к глобальному коммунизму, революционно снимающему всякие формы эксплуатации человека человеком.

Но это уже будут научные революции.

19.5.2009.